Порядок подготовки пуска и остановки центробежного насоса

Пуск и остановка центробежного насоса

Чтобы произвести пуск центробежного насоса, недостаточно залить воду в заливное отверстие или воткнуть вилку в розетку. Существует определенный порядок подготовки центробежного насоса к пуску. Самым первым вопросом, который необходимо решить является создание во всасывающей трубе постоянного рабочего давления. Решается такая проблема методом:

  1. Внутреннего эжектора (струйного насоса).
  2. Заливной воронки.
  3. Наполнение жидкостью из резервуара.
  4. Гидрозатвора.

Использование того или иного приема зависит непосредственно от приобретенной вами модели.

Варианты заливки центробежных насосов

1-приемный клапан; 2 — обводная линия с краном; 3 — приемная воронка: 4 — струйный насос (всас); 5 — вакуум-насос; 6—циркуляционный бак

Внутренний эжектор

Несмотря на то, что внутренний эжектор далек от совершенства из-за ограниченных габаритов, с поставленной перед ним задачей он справляется. Благодаря эжектору вода поступает из его нижней рабочей камеры агрегата на всас, а оттуда непосредственно на верхнюю камеру, где пребывание воздуха практически исключено. Сам всас находится несколько выше. Такое расположение действует по принципу гидрозатвора, образуя избыточное давление, которое является необходимым условием работы.

Использование внутреннего эжектора не всегда приемлемо, поскольку существует возможность создания коктейля из воды и воздуха, что будет препятствовать нормальной работе агрегата. Для работы эжектор забирает у него часть электроэнергии, что в свою очередь уменьшает его производительность, зато на старте – работа стабильна. В итоге функция оператора сводится практически к минимуму – просто воткнуть в розетку шнур питания.

Заливная воронка всаса

Осуществляя пуск центробежного насоса, предлагается поистине классическое простое решение: воронка со специальной заливной отдельной трубкой, которая присоединяется к всасу через тройник. Главным условием обеспечения старта агрегата является наполнение водой для создания необходимого давления. Суть – заставить воду двигаться в системе.

Существует несколько правил, регламентирующих порядок пуска в процессе заливки жидкости:

  • осуществлять заливку жидкости можно, когда всасывающая магистраль располагает приемным клапаном;
  • определение необходимого уровня воды происходит по простой схеме: когда из стравливающего крана для воздуха пойдет вода заливку необходимо прекратить;

Вместо заливной горловины можно воспользоваться эжектором, когда наполнение происходит через магистраль под высоким давлением. Эжектор способен понижать его в системе и осуществляет наполнение жидкостью, которая выкачивается, центробежного агрегата.

Правила пуска требуют, чтобы откачивание воздуха продолжалась до тех пор, пока эжектор не начнет выбрасывать воду. Только после этого можно проводить его запуск.

Существует также иной способ старта – воспользоваться вакуум-насосом. Его применяют в процессе заполнения выкачиваемой жидкостью больших машин на автоматизированных специальных станциях. Процесс похож на заполнение полостей жидкостью через отсасывание из эжектора имеющегося воздуха.

Наполнение жидкостью из резервуара

Осуществить пуск центробежного насоса можно путем наполнения жидкостью из резервуара. Перед стартом его часть наполняется водой. Она проходит через напорную трубку, повышая уровень давления в системе и разрежая его в нижней рабочей области. Эти два различных процесса позволяют осуществить легкий старт.

Гидрозатвор

В некоторых моделях на всасе установлен гидрозатвор. Он обладает рядом преимуществ, если проводить сравнения с заливной заводской воронкой:

  • герметичность всасывающей магистрали позволит залить воду исключительно один раз;
  • при участии атмосферного давления емкость, в которой жидкость отделяется от воздуха, заполняется самопроизвольно;
  • высота гидравлического подпора прямо пропорциональна высоте положения гидрозатвора.

Присутствие гидрозатвора позволяет на всасывающей магистрали смонтировать обратный клапан после него, но перед самим аппаратом.

Особенности пуска

Пуск центробежного насоса, в общих чертах, не привязан, к способу подачи жидкости. Необходимо запомнить, что перед введением центробежного насоса в эксплуатацию или в работу при очередном его старте необходимо:

  1. Открыть кран, который находится всегда возле манометра.
  2. Запустить электродвигатель.
  3. Проверить, закрыта ли задвижка напорной магистрали.
  4. Открывать краны трубопроводов и вакуумметра при условии набора рабочего давления (в определенных случаях определяется требуемым количеством оборотов двигателя).
  5. Убедиться в достижении рабочих показателей манометра.

Если вы желаете вашему агрегату длительного эксплуатационного периода, прежде чем ввести его в работу помните:

  • вода, поступающая в это приспособление, охлаждает рабочие подшипники;
  • вода в него поступает через открытые краны трубопроводов;
  • когда краны подвода жидкости открыты – задвижка на напорном кране переводится в положение «Открыто».

Из написанного можно сделать выводы, что пуск центробежного насоса под силу произвести каждому, зная теорию, применимую на практике.

Остановка насоса

Осуществляется остановка центробежного агрегата практически в обратном порядке его старта. Если пуск центробежного насоса подвержен целому своду правил, то принцип остановки прост: в системе под давлением должна присутствовать перекачиваемая жидкость. Прекращается работа аппарата при отключении подачи питания – электроэнергии.

Если вы произвели пуск и остановка должна последовать. Ее необходимо провести таким образом, чтобы аппарат остался работоспособным к следующему старту. Самым первым и важным правилом является необходимость остановки мотора на закрытой задвижке напорного трубопровода. При любых обстоятельствах пуск и остановка всегда идут рука об руку. В последнем случае необходимо учитывать также инерцию свободного выбега аппарата.

После каждого удачного пуска и остановки должны производиться также успешно. Необходимо учитывать два основных режима аппарата:

  1. Режим повышенного напора жидкости при закрытой задвижке.
  2. Режим нулевой подачи жидкости на переменной частоте вращения двигателя.

После удачного пуска и остановка должна быть щадящей с соблюдением всех основных требований. Только тогда можно гарантировать длительный эксплуатационный период изделию.

Пуск, остановка и эксплуатация центробежных насосов

Пуск, остановка и эксплуатация центробежных насосов

Перед пуском центробежных насосов всасывающий трубопровод и внутреннюю полость корпуса насоса следует залить перекачиваемой жидкостью. Существует несколько способов заливки центробежных насосов: из напорного трубопровода, путем отсасывания воздуха вакуум-насосом или струйным насосом. Заливка насоса из напорного трубопровода возможна при наличии на всасывающей линии приемного клапана. Заливку необходимо продолжать до тех пор, пока из воздушного крана насоса не польется вода. Заливку насоса путем отсасывания воздуха струйным насосом или вакуум-насосом применяют, как правило, на крупных или автоматизированных насосных станциях. Обычно используют один или два вакуум-насоса для заливки всех насосов данной станции. Для этого устанавливают общий циркуляционный бачок и от него – сеть воздушных всасывающих линий, идущих к каждому насосу.

При заливке насосов, перекачивающих загрязненную жидкость, необходимо, кроме того, предусматривать приспособления, предотвращающие попадание загрязнений в вакуум-насос. Заливка насосов путем отсасывания воздуха струйным насосом осуществима при достаточно высоком давлении в напорном трубопроводе. Струйный насос присоединяют к верхней части корпуса насоса. Перед пуском струйного насоса задвижку на напорном трубопроводе закрывают, а насос включают тогда, когда струйный насос начинает откачивать вместо воздуха перекачиваемую жидкость. В некоторых случаях на насосных станциях, оборудованных крупными насосами, для питания струйных насосов специально устанавливают вихревой или центробежно-вихревой насос.

Перед пуском залитого тем или иным способом насоса нужно открыть кран у манометра и включить электродвигатель. При этом задвижка на напорном трубопроводе должна быть закрыта. После того как насос разовьет требуемую частоту вращения, а манометр покажет соответствующее давление, следует открыть кран вакуумметра и краны на трубах, подводящих воду к сальникам. Если подшипники насоса охлаждаются водой, то необходимо открыть и краны на трубах, подводящих воду к подшипникам, и только после этого можно открыть задвижку на напорном трубопроводе. Следует отметить, что в тех случаях, когда это не приводит к опасным перегрузкам электродвигателя, запуск насоса допустим и при открытой задвижке на напорном трубопроводе.

Во время работы центробежного насоса необходимо:
1) наблюдать за тем, чтобы смазочные кольца свободно вращались на валу, а температура подшипников не превышала указанной в паспорте насоса (обычно 60-70 о С);
2) поддерживать уровень масла в подшипниках на требуемой высоте (по маслоуказателю); после 800-1000 ч работы следует сменить масло, предварительно прочистив корпусы подшипников;
3) своевременно подтягивать сальники, чтобы вода из них просачивалась лишь редкими каплями; это необходимо для предохранения вала от срабатывания его набивкой.

При обслуживании насоса требуется строго соблюдать правила техники безопасности. Следует иметь в виду, что особую опасность представляют вращающиеся детали (муфта, вал).

В системах водоснабжения и канализации шире всего используются центробежные насосы благодаря тому, что они обладают высоким КПД, просты и надежны в эксплуатации и допускают регулирование подачи и напора относительно простыми средствами. В насосных установках и на насосных станциях с небольшой подачей чаще всего применяются центробежные консольные насосы, а на насосных станциях со средней и большой подачей – центробежные насосы двустороннего входа с разъемом в горизонтальной плоскости. Насос выбирают в зависимости от назначения, подачи и заданного напора насосной установки. Для подбора конкретного типоразмера насоса необходимо учитывать совместный режим работы этого насоса и системы, в которую он подает жидкость.

Подготовка к пуску насоса. Эксплуатация центробежных насосов

Подготовка насосов к ремонту должна выполняться согласно условиям работ, указанным в наряде. При этом агрегат должен быть остановлен, его запорная арматура (задвижки и вентили) установлена в положение, обеспечивающее безопасное проведение работы. Приводы арматуры должны быть заперты на замки при помощи цепей или других устройств, исключающих ошибочные действия персонала.

Подготовка насосов и насосной установки к работе заключается в проверке технического состояния насосов и насосной установки, наличия необходимого оборудования и его крепления, наличия смазочного материала, состояния уплотнений, а также состояния запорно-регулирующей арматуры.

Подготовку насоса к ремонту с использованием огневых работ производят в следующей последовательности: останавливают насос, закрывают задвижки на приемной и напорной линиях, избыточное давление в полости насоса снижают до атмосферного, освобождают насос от горючей жидкости, отключают его от действующих линий заглушками, промывают и пропаривают насос, вскрывают его.

Порядок подготовки насосов к пуску, остановка и эксплуатация их подробно изложены в должностных инструкциях для рабочих мест. Надо помнить, что пуск поршневого насоса при закрытой задвижке на нагнетательном трубопроводе и работа центробежного насоса в неустойчивом, так называемом кавитационном режиме не допустимы. При кавитации в насосе появляются удары, которые создают специфический шум, треск и вибрацию. При этом уменьшаются производительность и напор, разрушаются лопатки рабочего колеса, неизбежны аварии и пожары на установках.

При подготовке насоса к пуску нужно проверить наличие и подключение контрольно-измерительных приборов, наличие смазки на подшипниках, состояние муфтового соединения с двигателем, наличие и исправность защитного щитка на нем, заземление электромотора и пускателя.

При подготовке насоса к пуску необходимо закрыть краны у манометра и вакуумметра. Насос пускают при закрытой задвижке на нагнетательном трубопроводе. При пуске насоса в ход кран у манометра открывают. Когда насос разовьет полное число оборотов, а манометр покажет соответствующее давление, открывают кран у вакуумметра, а затем краны на трубопроводах, подводящих воду к сальникам. Если есть подвод охлаждающей воды к подшипникам, открывают соответствующие краны. После этого постепенно открывают задвижку на напорном трубопроводе. Во время работы следят за тем, чтобы смазочные кольца свободно вращались вместе с валом и чтобы температура подшипников не превышала температуры в помещении машинного зала больше чем на 40 – 50е С; поддерживают уровень масла в подшипниках на требуемой высоте и меняют его через 800 – 1000 ч работы насоса; своевременно подтягивают сальники, соблюдают правила техники безопасности.

При подготовке насоса к пуску нужно проверить наличие и подключение контрольно-измерительных приборов, наличие смазки на подшипниках, состояние муфтового соединения с двигателем, наличие и исправность защитного щитка на нем, заземление электродвигателя и пускателя.

При подготовке насоса к пуску проверяют затяжку всех крепежных изделий, удаляют пыль и грязь с их поверхности и продувают сжатым воздухом системы смазки трубопроводов. Затем через сетку заливают масло в картер насоса, редуктор и зубчатые муфты, проверяют затяжку сальников. Муфту вручную приводят в движение, при этом вращение ротора или коленчатого вала и ход поршней или плунжеров насоса должен быть плавным и без рывков. Насосы, предназначенные для перекачки горячих жидкостей, перед пуском прогревают паром, температура которого может быть на 40 С ниже температуры перекачиваемой жидкости.

В период подготовки насоса к пуску оператор, который следит за соответствующей частью технологической схемы установки, готовит пусковую схему обвязки агрегата. Одновременно с подготовительными работами дежурный электрик должен проверить схему подключения электродвигателя. При использовании л качестве привода паровой турбины подготовка к пуску зависит от ее типа н марки и производится в соответствии с инструкцией: t; вода-изготовителя.

В период подготовки насоса к пуску оператор, который следит за соответствующей частью технологической схемы установки, готовит пусковую схему обвязки агрегата. Одновременно с подготовительными работами дежурный электрик должен проверить схему подключения электродвигателя. При использовании в качестве привода паровой турбины подготовка к пуску зависит от ее типа и марки и выполняется в соответствии с инструкцией завода-изготовителя.

В период подготовки насоса к пуску оператор, который следит за соответствующей частью технологической схемы установки, готовит схему обвязки агрегата. Одновременно с подготовительными работами дежурный электрик должен проверить схему подключения электродвигателя.

Одновременно с подготовкой насоса к пуску ведут подготовку к пуску двигателя. Проверяют заземление электродвигателя и пускателя, а также смазку. В больших электродвигателях проводят также прозвонку кабелей и обмоток.

Одновременно с подготовкой насоса к пуску ведут подготовку к пуску двигателя.

Все работы по подготовке к пуску, пуск и остановку центробежного насоса выполняют по распоряжению начальника смены или старшего по смене.

Подготовка к пуску. При подготовке центробежного насоса к пуску после ознакомления с записями в сменном журнале необходимо проверить подключение контрольно-измерительных приборов, наличие смазки в подшипниках, техническое состояние муфты сцепления с двигателем, наличие и исправность защитного щитка на нем, заземление электродвигателя и пускателя.

Если центробежный насос подсасывает жидкость, то перед пуском насос и всасывающий трубопровод заполняют перекачиваемой жидкостью. Если насос находится под заливом или поступление жидкости происходит под давлением, то его заполняют жидкостью, открыв задвижку на всасывающем трубопроводе.

При установке перекачиваемой жидкости выше уровня заполнить насос можно одним из следующих способов:

открыть клапан на перепускной линии из нагнетательного трубопровода, при этом нужно отключить вакуумметр во избежание поломки;

отсосать воздух и пары из насоса и всасывающего трубопровода, для чего насос подключить к вакуум-насосу или эжектору;

залить жидкость через воронку, перед заливанием насоса открыть краники для спуска воздуха или паров из корпуса.

В случае водяного охлаждения подшипников и сальников следует перед пуском насоса залить воду, открыв краны на соответствующих трубопроводах. Перед пуском малопроизводительных насосов проворачивают вручную вал, сняв ограждение на сцеплении с двигателем.

Пуск насоса. Проводят при закрытой задвижке на напорном трубопроводе. При пуске насоса открывают полностью клапан на всасывающем трубопроводе, кран манометра и пускают двигатель в работу. Когда насос разовьет полную частоту вращения и манометр покажет соответствующее давление, необходимо открыть кран вакуумметра и постепенно открывать клапан на напорном трубопроводе. Во избежание нагревания жидкости работа насоса при закрытой задвижке на нагнетании (холостой ход) должна длиться не более 2—3 мин.

Для нормальной работы насоса характерен почти бесшумный его ход.

Остановка насоса. Останавливать насос нужно в такой последовательности: медленно закрыть задвижку на напорном трубопроводе; закрыть кран вакуумметра (манометра); остановить двигатель; закрыть задвижку на всасывающем трубопроводе; закрыть кран манометра; освободить насос от перекачиваемой жидкости, если это предусмотрено инструкцией.

Уход за работающим насосом. Во время работы насоса необходимо следить за смазыванием подшипников. При кольцевом смазывании подшипников кольца должны свободно вращаться вместе с валом, поддерживать нормальный уровень смазки в картере. Необходимо также поддерживать нормальную температуру подшипников. Через каждые 800—1000 ч работы насоса следует спускать отработанное масло из корпусов подшипников, промывать их и заполнять свежим маслом. Машинист должен следить за техническим состоянием сальников. Сальники с гидравлическим уплотнением необходимо затягивать так, чтобы жидкость просачивалась непрерывно отдельными каплями. В процессе работы насоса надо поддерживать заданный режим, записывать в сменный журнал показания контрольно-измерительных приборов. Не допускается работа насоса при кавитации. При ее возникновении необходимо выключить насос и проверить всасывающую линию.

Машинист обязан точно выполнять правила безопасности и охраны труда.

При эксплуатации герметичных электронасосов категорически на прощается: запускать электронасос в работу, если нет уверенности, что он полностью залит жидкостью и из него удален весь воздух, газ или пар; разрывать поток перекачиваемой жидкости на пиши всасывания; производить первоначальный пуск электро-насоса носче монтажа или ремонта без предварительной проверки сопротивления изоляции обмотки статора относительно корпуса; запускать электронасос при закрытой задвижке на линии всасывания; эксплуатировать электронасос без установки приборов контроля и блокировки, указанных в эксплуатационных документах; оставлять перекачиваемую и охлаждающую жидкости в отключенном электронасосе, если они могут менять свое агрегатное состояние при температуре окружающей среды; эксплуатировать электронасос без его охлаждения.

В процессе работы центробежных насосов могут возникнуть неисправности, которые машинист должен устранить. Насос “может отказать в работе после пуска из-за: неплотности всасывающей линии— осмотреть трубопровод и устранить неплотности; наличия в корпусе насоса воздуха или паров жидкости — повторно залить насос; засорения труб и сосудов — осмотреть, прочистить трубы и сосуды.

Подача в процессе работы может снизиться по следующим причинам:

уменьшилась частота вращения — проверить напряжение сети и двигатель, устранить обнаруженные дефекты;

во всасывающую линию или в корпус насоса через сальники просачивается воздух — проверить трубопровод, подтянуть или сменить набивку сальника;

в нагнетательном и всасывающем трубопроводах увеличились сопротивления — проверить все задвижки и места возможных засорений трубопроводов, прочистить их;

засорилось рабочее колесо — осмотреть и прочистить его.

Напор в процессе работы может снизиться из-за:

уменьшения частоты вращения — проверить двигатель и при обнаружении неисправностей устранить их;

попадания воздуха в перекачиваемую жидкость — проверить всасывающую трубу;

утечки жидкости — подтянуть или заменить набивку сальника;

повреждения напорного трубопровода — закрыть задвижку на напорном трубопроводе, осмотреть его и устранить повреждения;

износа уплотняющих колец или повреждения рабочего колеса — заменить поврежденные детали.

Перегрузка двигателя возникает: при слишком большом разбеге вала, когда колесо трется о неподвижные части насоса — уменьшить разбег вала; при большом осевом давлении —проверить исправность разгрузочных устройств и устранить обнаруженные дефекты; при засорении внутренних частей —остановить насос, прочистить и промыть корпус и рабочие колеса; при увеличении подачи насоса выше допустимой нормы и напоре меньше расчетного—прикрыть задвижку на нагнетательном трубопроводе.

Вибрацию и шум насоса вызывают: ослабление фундаментальных болтов — подтянуть болты; установка вала насоса и электромотора не на одной прямой — произвести правильную центровку; частичное засорение рабочих колес — осмотреть и прочистить насос; прогиб вала, заедание вращающихся частей, износ подшипников— заменить поврежденные детали; кавитация — остановить насос и принять меры к уменьшению высоты всасывания.

Безопасность труда при работе на насосных установках. На рабочем месте машиниста должны быть созданы безопасные условия труда: расстояния между насосными агрегатами должны обеспечивать свободный доступ и возможность наблюдения за работой насоса; лестницы и трапы должны быть удобными, освещение хорошим, вентиляция и отопление достаточными.

Машинист обязан соблюдать следующие правила: находиться на рабочем месте в специальной одежде; иметь на рабочем месте и при необходимости пользоваться резиновыми перчатками, очками, противогазом определенного типа и марки; следить, чтобы движущиеся и вращающиеся части машины были ограждены; при работе насоса не подтягивать болты и шпильки на движущихся частях и не заменять сальники и клапаны; не допускать течи легковоспламеняющихся и ядовитых жидкостей; не разбрасывать промасленные обтирочные материалы, а хранить их в металлических закрытых ящиках; около пусковой электроаппаратуры иметь всегда резиновый коврик; в качестве переносного освещения пользоваться переносной лампой напряжением 12 В, а в некоторых цехах—только взрывобезопасной; знать места хранения средств тушения пожара и уметь ими пользоваться; уметь вызвать пожарную команду и газоспасателей; знать и точно исполнять должностную инструкцию машиниста.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Эта тема принадлежит разделу:

Гидравлика. Термодинамика

Гидравлика — одно из направлений единой науки механики жидкости, называемой технической гидромеханикой, изучающей вопросы равновесия и движения различных жидкостей. Законы гидравлики широко используют во многих областях техники.

Пуск и остановка насосных агрегатов, а также трубопровода в целом

Необходимость в этих двух операциях возникает при вводе насосных агрегатов в эксплуатацию или выводе их в ремонт либо при изменении режима работы магист­рального трубопровода. После монтажа или капитально­го ремонта выполняют обкатку насосного агрегата, во время которой происходит приработка его деталей. В за­висимости от марки насоса она длится от 8 до 72 ч.

Прежде всего проверяют качество изготовления и мон­тажа насоса и двигателя, подготавливают к работе вспо­могательные системы и технологические трубопроводы.

Качество изготовления и монтажа насосного агрегата проверяют визуально. Подготовку его к пуску выполня­ют в соответствии с инструкциями завода-изготовителя.

Подготавливая к работе систему смазки, ее сначала промывают маслом, применяемым для смазки, а затем проверяют на работоспособность и герметичность, про­качивая масло под рабочим давлением в течение 6 ч. Аналогично (только с применением воды) подготавлива­ется к работе система водяного охлаждения. При подго­товке технологических трубопроводов их заполняют пе­рекачиваемой жидкостью и проверяют работу запорной арматуры.

После проверки всех систем и насосного агрегата вы­полняют обкатку одного электродвигателя (при разъеди­ненной муфте) с целью проверки направления вращения его вала, вибрации и температуры подшипников. Одно­временно проверяют работу подпорного вентилятора, обес­печивающего создание избыточного давления воздуха в корпусе электродвигателя. При положительных резуль­татах электродвигатель соединяют с насосом и приступа­ют к обкатке насосного агрегата в целом.

Во время этой процедуры перекачку следует вести по замкнутой системе, используя имеющуюся обвязку техно­логических трубопроводов. Нормальная работа насосного агрегата характеризуется вибрацией не более 0,06 мм (ос­новные насосы) или 0,08 мм (подпорные насосы), отсутстви­ем задеваний и ударов, выбрасывания масла из корпуса под­шипников, а также утечек в местах соединения деталей. Температура подшипников должна превышать температуру окружающей среды не более чем на 35-40 градусов.

После остановки насосного агрегата проверяют его центровку.

Пуск насосного агрегата.

Насосный агрегат пускают в работу в следующей последовательности:

  • включают вспомогательные системы: водяные насо­сы системы охлаждения, маслонасосы централизован­ной системы смазки, а также вентиляторы систем обдува электродвигателей (при пуске всего насосного цеха должна быть включена система его вентиляции);
  • закрывают задвижку на напорной линии (напорная задвижка);
  • если насос запускают из «холодного» резерва, то его необходимо заполнить перекачиваемой жидкостью;
  • включают электродвигатель;
  • когда в напорном патрубке установится паспортное значение давления (но не более чем через 1 минуту), открывают напорную задвижку, выводя насос на ра­бочий режим.

Во время пуска необходимо следить за показаниями амперметра, не допуская перегрузки электродвигателя.

Следует отметить, что кроме пуска на закрытую на­гнетательную задвижку применяют также пуск насос­ных агрегатов на открытую и открывающуюся (то есть приоткрытую) напорную задвижку. В первом случае по сравнению с классическим пуском на закрытую напор­ную задвижку отсутствует гидравлический удар при пус­ке, значительно уменьшается время выхода насоса на рабочий режим, снижается давление в его нагнетатель­ной линии (что снижает амплитуду цикличности ее на­гружения, облегчает работу торцовых уплотнений). Од­нако потребляемая при этом мощность больше. Поэтому пуск на открытую задвижку применяется там, где позво­ляют пусковые характеристики электродвигателей.

Попыткой объединить достоинства пуска насосного агрегата на закрытую и на открытую задвижки является применение пуска на открывающуюся (приоткрытую) напорную задвижку.

Пуск насосной станции начинают с пуска подпор­ных насосов. Следующим запускается (как только давле­ние в его всасывающем патрубке достигает заданной ве­личины) основной насосный агрегат, который в группе расположен последним по ходу перекачиваемой жидко­сти. Далее последовательно включаются основные насо­сы – предпоследний, предшествующий ему. В этом слу­чае все переходные процессы, связанные с пуском основ­ных насосов, протекают в один раз.

Пуск магистрального трубопровода в целом.

Первой запускается головная НПС. Следующая за ней насосная станция запускается, как только давление на входе в нее достигает минимально необходимого для нормальной работы значения. Аналогично пускается третья по на­правлению перекачки НПС и т.д.

Остановка насосного агрегата производится в после­довательности, обратной его пуску:

  • отключают электродвигатель;
  • закрывают задвижки на напорной и всасывающей линиях;
  • отключают вспомогательные системы.

Опорожнение насоса осуществляют только при необ­ходимости его ремонта.

Остановка магистрального трубопровода в целом осуществляется таким образом, чтобы обеспечить наи­меньшую перегрузку его линейной части волнами давле­ния и разряжения, возникающими при переходных про­цессах. Сначала отключают по одному основному магис­тральному насосному агрегату на каждой НПС, начиная с головной. Затем по второму и т.д.

На каждой НПС сначала отключается основной маги­стральный насос, расположенный первым по ходу дви­жения перекачиваемой жидкости, за ним – второй и т.д.

После того как все основные магистральные насосы от­ключены, останавливают подпорные насосные агрегаты.

При замене одного работающего насоса другим с целью предотвращения чрезмерного повышения давле­ния сначала отключают работающий агрегат, а затем (через короткий промежуток времени) пускают резерв­ный агрегат.

Пуск и остановка насосного агрегата или НПС в це­лом, а также переход с одного работающего агрегата на другой производятся по команде диспетчера районного диспетчерского пункта (РДП) после устного или пись­менного согласования с диспетчером центрального дис­петчерского пункта Общества, к которому относится уча­сток магистрального трубопровода (например, ОАО «Урал- сибнефтепровод»).

Управление работой насосных агрегатов и НПС в це­лом может осуществляться двумя способами: местным (с пульта управления НПС) или дистанционным (из РДП). Местное управление реализуется в трех режимах:

  • кнопочном (ручном) – когда работой насосного агре­гата и задвижек управляют с помощью отдельных кно­пок на щите управления;
  • автоматическом – когда пуск и остановка насосного агрегата происходят по заданной программе при на- шатии соответствующей кнопки («Пуск» или «Стоп»);
  • автоматический резерв — когда насосный агрегат включается автоматически при остановке по защите любого из работающих насосных агрегатов.

При аварии ж срабатывании защит насосные агрега­ты останавливаются автоматически

Сведения об общеетанционных и агрегатных защитах на НПС приведены в таблицах.

Срабатывание защит, как правило сопровождается сигнализацией.

Эксплуатация центробежного насоса

Работы по подготовке к пуску, запуску и остановке центробежного насоса, выполняемые по распоряжению начальника смены или старшего по смене. Принцип действия центробежных насосов, их устройство, последовательность остановки. Уход за работающим насосом.

РубрикаПроизводство и технологии
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления05.10.2016
Размер файла43,6 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru//

Размещено на http://www.allbest.ru//

автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

АЧИНСКИЙ ТЕХНИКУМ НЕФТИ И ГАЗА

Эксплуатация центробежного насоса

Выполнил: Никифоров С.В.

Все работы по подготовке к пуску, пуск и остановку центробежного насоса выполняют по распоряжению начальника смены или старшего по смене.

1.Подготовка к пуску.

При подготовке центробежного насоса к пуску после ознакомления с записями в сменном журнале необходимо:

– проверить подключение контрольно-измерительных приборов,

– наличие смазки в подшипниках,

-техническое состояние муфты сцепления с двигателем,

– наличие и исправность защитного щитка на нем,

– заземление электродвигателя и пускателя.

Если центробежный насос подсасывает жидкость, то перед пуском насос и всасывающий трубопровод заполняют перекачиваемой жидкостью. Если насос находится под заливом или поступление жидкости происходит под давлением, то его заполняют жидкостью, открыв задвижку на всасывающем трубопроводе.

При установке перекачиваемой жидкости выше уровня заполнить насос можно одним из следующих способов:

-открыть клапан на перепускной линии из нагнетательного трубопровода, при этом нужно отключить вакуумметр во избежание поломки;

-отсосать воздух и пары из насоса и всасывающего трубопровода, для чего насос подключить к вакуум-насосу или эжектору;

-залить жидкость через воронку, перед заливанием насоса открыть краники для спуска воздуха или паров из корпуса.

В случае водяного охлаждения подшипников и сальников следует перед пуском насоса залить воду, открыв краны на соответствующих трубопроводах.

Перед пуском малопроизводительных насосов проворачивают вручную вал, сняв ограждение на клапан на всасывающем трубопроводе, кран манометра и пускают двигатель в работу. Когда насос разовьет полную частоту вращения и манометр покажет соответствующее давление, необходимо открыть кран вакуумметра и постепенно открывать клапан на напорном трубопроводе. Во избежание нагревания жидкости работа насоса при закрытой задвижке на нагнетании (холостой ход) должна длиться не более 2-3 мин.

Для нормальной работы насоса характерен почти бесшумный его ход.

2.Принцип действия центробежных насосов

Устройство центробежного насоса показано на рис. 2.1.

Внутри корпуса насоса 1, имеющего, как правило, спиральную форму, на валу 2 жестко закреплено рабочее колесо 3. Рабочее колесо состоит из заднего и переднего дисков, между которыми установлены лопасти 4, отогнутые от радиального направления в сторону, противоположную направлению вращения рабочего колеса. С помощью патрубков 5 и 6 корпус насоса соединен с всасывающим и напорным трубопроводами.

Принцип работы центробежного насоса заключается в преобразовании за счёт центробежной силы, электрической энергии потребляемой двигателем в статическую энергию потока (повышается давление).

Поток воды попадая в центр вращающегося рабочего колеса с радиально изогнутыми лопатками, под действием центробежной силы меняет направление своего движения с осевого на радиальное, и перемещаясь вдоль лопаток собирается в канале корпуса находящемся за периферией рабочего колеса.

В спиралевидном канале по форме напоминающем конфузор, кинетическая энергия потока частично преобразуется в статическую энергию и поток с более высоким давлением выходит из нагнетающего патрубка.

Таким образом, электрическая энергия потреблённая электродвигателем расходуется на повышение давления воды, при этом коэффициент полезного действия насоса с воздушным охлаждением электродвигателя (сухим ротором) может достигать 70-80%.

Рабочие параметры центробежных насосов находятся в жёсткой зависимости с частотой вращения рабочего колеса, так например: двукратное увеличение частоты вращения, приводит к увеличению подачи в два раза, росту напора в четыре раза и увеличению потребления энергии в восемь раз.

Останавливать насос нужно в такой последовательности:

-медленно закрыть задвижку на напорном трубопроводе;

-закрыть кран вакуумметра (манометра);

– закрыть задвижку на всасывающем трубопроводе;

– закрыть кран манометра;

– освободить насос от перекачиваемой жидкости, если это предусмотрено инструкцией.

4.Уход за работающим насосом

центробежный насос пуск

Во время работы насоса необходимо следить за смазыванием подшипников. При кольцевом смазывании подшипников кольца должны свободно вращаться вместе с валом, поддерживать нормальный уровень смазки в картере. Необходимо также поддерживать нормальную температуру подшипников. Через каждые 800-1000 ч работы насоса следует спускать отработанное масло из корпусов подшипников, промывать их и заполнять свежим маслом. Машинист должен следить за техническим состоянием сальников. Сальники с гидравлическим уплотнением необходимо затягивать так, чтобы жидкость просачивалась непрерывно отдельными каплями. В процессе работы насоса надо поддерживать заданный режим, записывать в сменный журнал показания контрольно-измерительных приборов.

Запрещается запускать электронасос при закрытой задвижке на линии всасывания; эксплуатировать электронасос без установки приборов контроля и блокировки, указанных в эксплуатационных документах; оставлять перекачиваемую и охлаждающую жидкости в отключенном электронасосе, если они могут менять свое агрегатное состояние при температуре окружающей среды; эксплуатировать электронасос без его охлаждения.

В процессе работы центробежных насосов могут возникнуть неисправности, которые машинист должен устранить. Насос “может отказать в работе после пуска из-за:

– неплотности всасывающей линии, в этом случае необходимо осмотреть трубопровод и устранить неплотности;

– наличия в корпусе насоса воздуха или паров жидкости, необходимо повторно залить насос;

засорения труб и сосудов -осмотреть, прочистить трубы и сосуды.

Вибрацию и шум насоса вызывают:

-ослабление фундаментальных болтов — подтянуть болты;

– установка вала насоса и электромотора не на одной прямой — произвести правильную центровку;

– частичное засорение рабочих колес — осмотреть и прочистить насос;

-прогиб вала, заедание вращающихся частей, износ подшипников— заменить поврежденные детали;

– кавитация — остановить насос и принять меры к уменьшению высоты всасывания.

5.Безопасность труда при работе на насосных установках

На рабочем месте машиниста должны быть созданы безопасные условия труда: расстояния между насосными агрегатами должны обеспечивать свободный доступ и возможность наблюдения за работой насоса; лестницы и трапы должны быть удобными, освещение хорошим, вентиляция и отопление достаточными.

Рабочее место должно быть оснащено противогазом определенного типа и марки.

– следить, чтобы движущиеся и вращающиеся части машины были ограждены;

– при работе насоса не подтягивать болты и шпильки на движущихся частях и не заменять сальники и клапаны;

– не допускать течи легковоспламеняющихся и ядовитых жидкостей;

-не разбрасывать промасленные обтирочные материалы, а хранить их в металлических закрытых ящиках;

– около пусковой электроаппаратуры иметь всегда резиновый коврик;

-в качестве переносного освещения пользоваться переносной лампой напряжением 12 В, а в некоторых цехах—только взрывобезопасной;

-знать места хранения средств тушения пожара и уметь ими пользоваться;

-уметь вызвать пожарную команду и газоспасателей;

– знать и точно исполнять должностную инструкцию машиниста.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Насосы-гидравлические машины, предназначенные для перемещения жидкостей. Технология монтажа центробежного насоса. Монтаж центробежного насоса. Принцип действия насоса. Монтаж горизонтальных насосов. Монтаж вертикальных насосов. Испытание насосов.

реферат [250,5 K], добавлен 18.09.2008

Центробежные насосы и принцип их работы. Расчёт основных параметров и рабочего колеса центробежного насоса. Выбор прототипа проектируемого центробежного насоса. Принципы подбора типа электродвигателя. Особенности эксплуатации центробежного насоса.

курсовая работа [859,3 K], добавлен 27.05.2013

Конструкция и принцип работы насоса, описание его технических характеристик. Гидравлический расчет проточной части, деталей центробежного насоса на прочность. Эксплуатация и обслуживание оборудования. Назначение и принцип действия балластной системы.

курсовая работа [172,0 K], добавлен 04.06.2009

Конструкция разрабатываемого центробежного насоса ВШН-150 и его техническая характеристика. Конструкционные, прокладочные и набавочные материалы, защита насоса от коррозии. Техническая эксплуатация, обслуживание, ремонт узлов и деталей, монтаж насоса.

курсовая работа [3,0 M], добавлен 26.04.2014

Классификация насосов по энергетическим и конструктивным признакам. Схема центробежного насоса. Методика конструктивного расчета основных параметров насоса. Конструктивные типы рабочих колес. Алгоритм расчета профилирования цилиндрической лопасти.

контрольная работа [1,1 M], добавлен 11.03.2013

Центробежные насосы и их применение. Основные элементы центробежного насоса. Назначение, устройство и техническая характеристика насосов. Капитальный ремонт центробежных насосов типа “НМ”. Указания по дефектации деталей. Обточка рабочего колеса.

курсовая работа [51,3 K], добавлен 26.06.2011

Насосы и насосное оборудование. Наиболее распространенные типы центробежных насосов. Определяющие технические параметры насоса. Номинальные величины коэффициента полезного действия. Изменение числа оборотов привода. Оптимальный коэффициент диффузорности.

курсовая работа [697,8 K], добавлен 27.06.2011

Насос – устройство для напорного всасывания и нагнетания жидкостей. Проект центробежного насоса объемной производительностью 34 м3/час. Расчет рабочего колеса и спирального отвода. Подбор насоса, пересчет его характеристик на другие условия работы.

курсовая работа [1,0 M], добавлен 20.04.2014

Определение величины потребного напора для заданной подачи. Паспортная характеристика центробежного насоса. Построение совмещенной характеристики насосов и трубопровода. Определение рабочей точки. Регулирование режима работы для увеличения подачи.

курсовая работа [352,3 K], добавлен 14.11.2013

Подбор центробежного насоса и определение режима его работы. Расчет и графическое построение кривой потребного напора. Регулирование изменением напорной характеристики насоса. Регулирование режима его работы для увеличения проектной подачи на 25%.

контрольная работа [356,3 K], добавлен 25.01.2014

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Пуск – центробежный насос

Пуск центробежных насосов производится следующим образом. Убедившись, что задвижка на нагнетательной линии насоса закрыта, заливают в него воду в том случае, если насос расположен выше бака, или открывают задвижку на всасе, если насос работает с подпором воды: затем пускают охлаждающую воду на подшипники и включают электродвигатель. Как только электродвигатель разовьет нормальное число оборотов, постепенно открывают задвижку да напорной линии и по манометру устанавливают нагрузку насоса. [1]

Пуск центробежного насоса производится обязательно при закрытой задвижке на нагнетательном трубопроводе – во избежание перегрузки двигателя. Затем медленным открыванием задвижки постепенно переводят насос на подачу жидкости в нагнетательный трубопровод. [2]

Пуск центробежных насосов осуществляется при закрытой задвижке на линии нагнетания. Нормальный ввод насоса в работу на полную производительность обеспечивается постепенным открытием задвижки. На линии нагнетания обязательна установка обратного клапана, так как при остановке обратный переток жидкости может вызвать поломку рабочего колеса насоса. Центробежные насосы, в отличие от поршневых, не способны засасывать жидкость, в начале работы требуется их предварительно заливать; для этого их устанавливают ниже питающей емкости или снабжают устройством для залива. [4]

Пуск центробежного насоса производится следующим образом. После проверки наличия смазки в подшипниках, а также набивки сальников и их равномерной затяжки заливают насос и приемную трубу водой. [5]

Пуск центробежного насоса производится после предварительной его заливки жидкостью. Применяются три способа пуска центробежных насосов: 1) при закрытой напорной задвижке; 2) при открытой задвижке; 3) с одновременным включением на открытие задвижки. [6]

Пуск центробежного насоса производится при полностью открытых кране у манометра и вентиле на всасывающем трубопроводе. После пуска электромотора и достижения полного числа оборотов и соответствующего давления, открывают кран у вакуумметра и постепенно открывают вентиль на нагнетательном трубопроводе. Длительная работа насоса при закрытой задвижке на нагнетательном трубопроводе не допускается. [7]

Пуск центробежного насоса производят при открытом всасывающим и закрытом нагнетательном вентилях. После повышения давления до максимального значения постепенно открывают нагнетательный вентиль. Перед пуском проверяют наличие масла в опорных, упорных подшипниках и раствора в насосе, а также герметичность торцового сальника. [8]

Пуск центробежных насосов производят с закрытой нагнетательной задвижкой, так как в этом случае мощность Имеет минимальное значение. При закрытой нагнетательной задвижке насос не должен работать более 2 – 3 мин в связи с тем, что холостая работа насоса без жидкости приводит к выходу из строя сальникового уплотнения вала насоса, а у герметичного насоса – к выходу из строя подшипников и перегреву электродвигателя, так как смазка подшипников герметичных насосов осуществляется перекачиваемой жидкостью. [9]

Пуск центробежного насоса на открытую задвижку и обратный клапан возможен на станциях, оборудованных обратными клапанами, при достаточно большом давлении за обратным клапаном, при достаточной пусковой мощности и требует специального расчета на гидравлический удар во всасывающих и напорных трубопроводах, возможность кавитационного срыва в работе насоса. Исключение могут составлять небольшие низконапорные насосные станции систем ирригации с короткими водоводами с сифонным водовыпуском. При достаточном запасе мощности электродвигателя пуск насосов на таких станциях может осуществляться на опорожненный от воды трубопровод. [10]

Пуск центробежного насоса на подтопленный обратный клапан при низком давлении за ним имеет другой характер. Первый этап пуска затягивается, агрегат набирает синхронную частоту вращения за 4 с. Режимная точка в момент синхронизации попадает в правую часть характеристики – зону с малым напором и значительным расходом. Вследствие инерции жидкости в сети происходит гидравлический удар, и давление у насоса повышается до73 – 104Па, что вообще говоря, близко к расчетному для данного типа насоса, но существенно больше давления в сети при работе одного насоса. Вода получает значительное ускорение, приводящее к отрицательному гидравлическому удару. Давление снижается до ( 10 – 15) 104 Па, насос выпадает из рабочей зоны характеристики далеко вправо. Кавитационный запас оказывается существенно меньше требуемого для таких подач. [11]

Пуск центробежных насосов на не подтопленный со стороны нижнего бьефа обратный клапан существенно осложняется рядом обстоятельств, приводящих к возможному увеличению гидравлического удара при подходе воды к обратному клапану. При наличии клапана выпуска воздуха перед обратным клапаном возрастает величина удара. [12]

Пуск центробежного насоса производится при заполненной полости водой. При этом напорная задвижка может быть закрыта, тогда двигатель запускается без нагрузки, а потом уже открывается задвижка. Однако пуск чаще производится при открытой задвижке. В этом случае не тратится время на открывание. Останавливать насос нужно после закрытия задвижки, иначе насос начнет работать в режиме турбины под действием тока жидкости. [14]

Читайте также:  Кессоны для скважин: предназначение, виды, подготовка к установке, технология монтажа своими руками
Ссылка на основную публикацию