Система вентиляции пассажирского вагона

Система вентиляции пассажирского вагона

ВЕНТИЛЯЦИЯ И ОТОПЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОПОЕЗДА ЭД9М (модель 62 – 305)

1 Система вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха
кабины машиниста

Назначение и состав системы

Система вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха кабины машиниста предназначена для обеспечения параметров микроклимата в
кабине машиниста согласно НБ ЖТ ЦТ 03-98.

В состав системы вентиляции, отопления и кондиционирования кабины машиниста (рисунок XIII-1) входят:

– комплект системы обеспечения климата кабины машиниста, который включает в себя кондиционер 3, блок коммутации и управления кондиционером совместно с пультом управления (ручной режим), пульт управления в автоматическом режиме управления кондиционером, термостаты 25, окна выхода холодного воздуха 8, сетку рециркуляционного канала 20, гибкие воздуховоды 2, 4, 16,17, воздухораспределитель 7, воздуховод холодного воздуха 9, резиновый шланг слива конденсата 5;

– электрокалорифер (высоковольтный блок нагревательных элементов, состоящий из двух секций) 23;

– воздуховод рециркуляции воздуха 16;

– электронагревательные панели 10, 12;

– электрические печи 13;

– два термоконтакта 24;

– сетка с насадкой для подачи теплого воздуха в кабину 26;

– воздуховод калорифера 15;

– обогреватели подножек 11;

– коммутационная и защитная аппаратура, входящая в состав комплекта электрооборудования.

Электросхема, перечень и тип электрических агрегатов системы вентиляции, отопления и кондиционирования кабины машиниста приведены в
принципиальной электрической схеме и перечне элементов, прилагаемых к
комплекту эксплуатационной документации электропоезда.

Устройство и работа

Система вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха кабины машиниста представляет собой единую комбинированную систему (рис. XIII-1), состоящую из кондиционера 3 и электрокалорифера (два высоковольтных блока нагревательных элементов) 23, работающих по сигналам блока автоматического управления (БУК) кондиционера. Электровентилятор кондиционера обеспечивает поступление воздуха в кабину машиниста при всех режимах работы (вентиляция, отопление, охлаждение). Наружный воздух поступает в систему с правой стороны вагона через жалюзи 6 над служебной дверью кабины машиниста по воздуховоду 17. Очистка воздуха происходит при помощи фильтра кондиционера. В режиме «охлаждение» через сетку с насадкой 20 по воздуховоду рециркуляции воздуха
16 воздух из кабины машиниста поступает в кондиционер. В кондиционере
смешивается с наружным воздухом и смешанный поток воздуха, пройдя фильтр и воздухоохладитель, нагнетается через воздухораспределитель 7, воздуховод холодного воздуха 9 с помощью вентилятора приточного воздуха в два «окна» выхода холодного воздуха 8 в кабину машиниста. Часть поданного воздуха после его рециркуляции в кабине вновь возвращается в УКВ, а часть через негерметичность в конструкции кабины выходит наружу. При работе кондиционера на охлаждение воздухоохладитель УКВ охлаждается потоком воздуха, поступающего с помощью вентилятора конденсатора через жалюзи 1 и воздуховод 2, а затем выводится через воздуховод 4 с левой стороны кузова в атмосферу. Во время охлаждения воздуха часть влаги, находящейся в нем конденсируется на наружных трубках и ребрах воздухоохладителя, собирается в поддоне и сливается через отверстие сливного штуцера в поддоне, резиновый шланг 5 и трубу в шкафу №3.

При работе кондиционера в режиме «Вентиляция» холодильная машина выключена и задействован только вентилятор на охлаждение, который в этом случае обеспечивает воздухообмен в кабине, но без температурной обработки воздуха.

В режимах «охлаждение» и «вентиляция» рычаг 14 заслонки 18 должен устанавливаться в «летнее положение», перекрывая канал калорифера (рис. XIII- 1, вид А).

При работе в режиме «Отопление» рычаг 14 заслонки ставится с помощью болта 19 в «зимнее положение», открывая при этом канал электрокалорифера 15 и перекрывая канал холодного воздуха 9. Проходя через калорифер 23, состоящий из двух секций электронагревательных элементов ТЭН-60А, воздух нагревается и поступает в кабину у пола, за креслом машиниста, через распределительную насадку 26. На блоке «В» установлены два термостата 25, один термостат работает в режиме «Охлаждение», другой в режиме «Отопление», поддерживая заданную температуру 22±2°С воздуха в кабине машиниста, как в автоматическом так и в ручном режиме при выходе из строя пульта управления УКВ – 4,5. В воздушном канале калорифера для отключения питания электрокалорифера при достижении пожароопасной температуры 145. 150°С установлены термоконтакты 24 (А.14.001-01).

При необходимости дополнительный обогрев кабины машиниста
обеспечивают электронагревательные панели 10, 12 типа ЭОКМЭП 0145- 220, установленные на стенах, обогреватели подножек 11- ТЭН32 и дополнительные печи 13, расположенные у боковых стен под окнами. Включение производится вручную выключателем «Дополнительный обогрев» с блока «В» на задней стенке кабины.

Управление вентиляцией, отоплением или охлаждением кабины осуществляется локомотивной бригадой с пульта автоматического управления
кондиционированием УКВ, установленного на шкафу № 1 служебного тамбура, при необходимости (аварийный режим) с ручного пульта управления,
расположенного в шкафу № 2.

Контроль работы электрооборудования осуществляется с помощью
светодиодов на передней панели пульта управления УКВ или при ручном
управлении – на пульте ручного управления БУК.

ВНИМАНИЕ: ЗАПРЕЩАЕТСЯ ВКЛЮЧАТЬ ОТОПЛЕНИЕ КАБИНЫ МАШИНИСТА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ЭЛЕКТРОНАГРЕВАТЕЛЯМИ БЕЗ НАХОЖДЕНИЯ В НЕЙ ЛОКОМОТИВНОЙ БРИГАДЫ!

Система вентиляции и отопления вагонов

Главная > Курсовая работа >Транспорт

1. Вентиляционная система вагона

Вентиляция воздуха предназначена для удаления воздуха из помещений вагона и замены его чистым наружным, а также создания нормальных санитарно-гигиенических условий пребывания пассажиров и обслуживающего персонала. Существует два вида вентиляции: естественная и принудительная. В пассажирских вагонах применяется как естественная, так и принудительная (механическая) вентиляция. По принципу работы вентиляцию разделяют на приточную, вытяжную и приточно-вытяжную.

Система вентиляции и кондиционирования вагонов должна отвечать следующим требованиям:

Система вентиляции должна быть рассчитана на непрерывную работу для обеспечения подачи наружного воздуха летом не менее и зимой не менее на каждое место в вагоне.

Скорость движения воздуха в местах нахождения пассажиров не должна превышать в зимний период , а при работе кондиционера в летний период – . В вагонах без кондиционирования воздуха в летний период допускается скорость движения воздуха .

Подаваемый в вагон воздух должен быть очищен с помощью фильтров. Запыленность подаваемого воздуха после его очистки не должна превышать .

Система кондиционирования воздуха должна обеспечивать равномерное охлаждение вагона. Температура подаваемого в вагон воздуха при его охлаждении не должна быть ниже .

Объем рециркуляционного воздуха должен составлять не более , при этом обязательно наличие обеззараживателей воздуха.

Относительная влажность воздуха в вагонах первого класса должна составлять , в вагонах второго и третьего класса –

С учетом данных требований система вентиляции и кондиционирования используется в вагоне для поддержания определенного микроклимата как в теплое время года, так и в холодные периоды.

Система вентиляции вагона включает: заборные жалюзи, инерционные и сетчатый фильтры, вентилятор, диффузор, воздухонагреватель, конфузор, воздуховод, вентиляционные решетки и дефлекторы, противопожарную заслонку.

Принципиальная схема вентиляционной системы

Принципиальная схема вентиляционной системы представлена на рисунке 1

Рис. 1.1 Принципиальна схема вентиляционной системы

1 – жалюзийные решетки для забора наружного воздуха;

2 – воздушные заслонки;

3 – воздушный фильтр;

5 – приводной электродвигатель;

10 – противопожарная заслонка с плавкой вставкой, ручным приводом,

11 – нагнетательный воздуховод;

14 – вытяжные решетки в дверях туалетов;

15 – вытяжные решетки в дверях перегородки между пассажирскими

Помещениями и малыми коридорами;

16 – вытяжная решетка купе отдыха поездной бригады;

17 – вытяжная решетка служебного отделения;

18 – вентиляционные жалюзи электрораспределительного щита;

19 – электрораспределительный щит;

20 – вентиляционный дефлектор электрораспределительного щита.

1.2 Определение необходимой производительности вентиляционного агрегата, расчет и выбор основных элементов

Определяем необходимое количество наружного воздуха из соотношения:

где V p – количество рециркуляционного воздуха, V p =2900 м 3 /час

Определяем общее количество воздуха:

Определяем свободную площадь жалюзийных решеток по формуле:

где – допустимая скорость через одну решетку, м/с;

Определяем площадь заборного окна:

где – коэффициент живого сечения жалюзийной решетки;

Определяем размеры жалюзийной решетки (рис 2).

Рис. 1.2 Жалюзийная решетка

Принимаем , сторону определяем с учетом площади жалюзийных решеток :

Определяем количество ячеек в фильтре по формуле:

где – количество воздуха, проходящего через одну ячейку;

Принимаем на вагоне 4 ячейки – по две с каждой стороны. Нагнетательный воздуховод выполняют в виде секций из тонкого стального листа по форме крыши.

Определим площадь поперечного сечения воздуховода по формуле:

где – допустимая скорость воздуха на входе в воздуховод, м/с;

Определяем размеры воздуховода (рис 3).

Рис. 1.3 Воздуховод

Принимаем , тогда размер определим по формуле:

Определим размеры дефлектора (рис. 1.4)

Рассчитаем диаметр патрубка на входе в устройство по формуле:

Системы вентиляции и отопления на электропоездах

Описание электропоездов и электровозов, расписание поездов, фотографии

§ 21. Системы вентиляции и отопления на электропоездах

На электропоездах тяговые двигатели имеют самовентиляцию (см. с. 153) Воздух для их охлаждения забирается через

жалюзи, расположенные над входными дверями и соединенные вентиляционным каналом с фильтрами. Далее по вертикальному каналу, находящемуся в пассажирском помещении, и по подвагонному каналу через гибкое соединение воздух поступает к двигателю, а из двигателя выбрасывается в атмосферу.

Кроме того, имеются специальные системы для вентиляции делителя напряжения электропоезда ЭР2, а также для охлаждения выпрямительной установки, реактора и охладителя масла трансформатора электропоезда ЭР9М. Для подачи воздуха к этим агрегатам на валу расщепителя фаз установлено вентиляторное колесо. Воздух забирается через специальные жалюзи в боковых стенках моторных вагонов (под окнами) и подается в фильтровую камеру. Из камеры он засасывается вентиляторным колесом и подается по двум трактам: расщепитель фаз — атмосфера (для охлаждения самого расщепителя фаз) и выпрямительная установка, реактор, охладитель масла трансформатора — атмосфера. В зимний период перед всасывающими жалюзи устанавливают матерчатые фильтры, предотвращающие попадание снега. Во всех вентиляционных устройствах применены сетчатые фильтры типа ВНИИСТО размером 500X500 мм с масляной пропиткой.

Система отопления вагонов состоит из электрических печей и электрокалориферов Печи установлены в заземленных кожухах на полу под диванами, а электрокалориферы — в чердачных помещениях у переднего конца распределительного вентиляционного канала, расположенного на потолке.

Вентиляция пассажирских помещений выполнена принудительной, имеет два режима работы (летний и зимний) или три (летний, переходный, т. е. осенне-зимний, либо зимне-весенний и зимний). Вентиляционная система электропоездов ЭР2, ЭР9М, ЭР9Е (рис. 53) обеспечивает подачу 1,67 м3/с воздуха летом и около 0,55 м3/с зимой. Летом воздух в салон может поступать и через открытые окна, а зимой — только через систему вентиляции, предварительно подогретый в электрокалориферах. Если наружная температура ниже —20 °С, спе-

циальными заслонками 13, устанавливая их в определенное положение, уменьшают количество подаваемого в кузов воздуха. При этом используется часть воздуха, находящегося в вагоне, т. е. осуществляется рециркуляция.

На электропоезде ЭР2 в каждом вагоне имеются два самостоятельных вентиляционных агрегата, расположенных в чердачных помещениях тамбуров. Агрегат 6 состоит из двух центробежных вентиляторов и двигателя постоянного тока напряжением 50 В с частотой вращения 5—20 об/с. Предусмотрен переходный брезентовый патрубок 7 с отводами для вентиляции тамбура. Наружный воздух поступает через жалюзи 12, 15, 16,18,20, проходит через сетчатые фильтры в чердачное помещение, а оттуда через диффузор 14 и калорифер нагнетается вентилятором в потолочный вентиляционный канал 9. Удаляется воздух из вагона и служебных помещений 17, 19 через двери во время выхода и входа пассажиров, летом — еще через жалюзи 2. Зимой заслонки вентиляторов закрыты, а рециркуляционные люки открыты. В зимнем режиме 40—50% теплого воздуха из пассажирского помещения через рециркуляционные люки попадает в чердачные помещения тамбуров, где смешивается с холодным воздухом и подается вентилятором в потолочный канал. Летом заслонки вентиляторов открыты, а рециркуляционные люки закрыты.

На электропоездах ЭР2 и ЭР9М производства 1974 г. предусмотрена также принудительная вентиляция и кабины машиниста (см. рис. 53) Для подачи в кабину свежего воздуха над служебным тамбуром в чердачном помещении установлены вентиляционный агрегат 5 и фильтровая камера 3, снабженная задвижкой и заслонкой форсированного нагрева подаваемого воздуха За сиденьем машиниста // проходят вертикальный и горизонтальный 4 каналы, в верхней части которого находится заслонка зимнего и летнего режимов и отверстие для подачи воздуха в летнее время. Против отверстия установлен щиток /, позволяющий по желанию машиниста менять направление воздушного потока. В нижней части вертикального канала расположены жалюзи 10 для подачи

Читайте также:  Нормы кратности воздухообмена в производственных помещениях: описание и расчет

Рис 53 Система вентиляции головного вагона электропоезда (стрелками указано направление воздуха при летнем режиме)

подогретого воздуха в зимнее время. Электрокалорифер, установленный в вертикальном канале, имеет две ступени мощности: большой 6,5 и малой 2,2 кВт. Ступень малой мощности используется в период, когда температура наружного воздуха находится в пределах от 0 до + 15°С. В верхней части задней перегородки имеется рециркуляционный люк, открываемый в зимнее время. Установленные в кабине терморегуляторы, автоматически включая или выключая любую ступень калорифера, поддерживают температуру в пределах от + 16 до +20 °С.

В летнем режиме заслонка форсированного подогрева и задвижка на фильтровой камере открыты полностью, в верхней части канала заслонка находится в положении летнего режима, а заслонка на вентиляторе прикрыта на 3/4. В зимнем режиме задвижка на фильтровой камере выдвинута до упора, заслонки форсированного подогрева, рециркуляционный люк и задвижки на вентиляторе открыты. В зависимости от температуры наружного воздуха включается большая или малая ступень мощности электрокалорифера. При форсированном режиме (используют, если температура ниже —20 °С) закрывают заслонку форсированного подогрева. Поступление свежего воздуха прекращается,

и вентилятором подается только рециркуляционный воздух. Кроме ТОГО, ДЛЯ вентиляции кабины машиниста в летнее время можно открыть боковые окна и нагнетательные патрубки, смонтированные у лобовых окон кабины.

На каждом вагоне электропоездов ЭР9М и ЭР9Е устанавливают по одной аналогичной вентиляционной установке, но с двигателями переменного тока, имеющими максимальную частоту вращения 23 об/с. Система вентиляции имеет три режима: летний, переходный и зимний. Летний режим аналогичен такому же на вагонах ЭР2, причем подача одного вентилятора 1,12 м3/с, а другого (при одном закрытом заслонкой всасывающем отверстии) 0,72 м3/с. В переходные периоды (осенне-зимний и зимне-весенний) в зависимости от температуры наружного воздуха работает только один вентилятор.

При температуре наружного воздуха от +18 до —20 °С один вентилятор подает в пассажирское помещение 0,665 м3/с свежего воздуха, а при температуре ниже —20 °С другой — 0,42 м3/с. Кроме того, в зимнее время создается рециркуляция. При открытых рециркуляционных люках количество воздуха, нагнетаемого через них в вагон, составляет 30—40% общего количества

подаваемого воздуха. Аналогично выполнена вентиляция и в вагонах электропоезда ЭР2Р. Туалетные помещения в вагонах вентилируются дефлекторами 8.

Пассажирский вагон

Пассажирский вагон — это единица подвижного состава, предназначенная для перевозки пассажиров. Пассажирский вагон — основная часть пассажирского вагонного парка, в состав котоpoгo входят также вспомогательные вагоны пассажирского парка: вагоны-рестораны, багажные вагоны, почтовые вагоны.

Пассажирские вагоны по способу перемещения разделяются на:

  • несамоходные (вагоны локомотивной тяги), используемые в дальнем и межобластном сообщении, составляют основную часть (более 70 процентов) пассажирского парка.
  • самоходные, являющиеся, как правило, составными единицами поездов постоянного формирования моторвагонного подвижного состава — электросекций и дизель-поездов. В зависимости от дальности следования поездов в них используют различные пассажирские вагоны: спальные, купейные, плацкартные или некупейные (открытого типа с сидячими местами) с мягкими креслами или жёсткими местами для сидения.

Содержание

  • 1 Конструктивные особенности
  • 2 Ходовые части
    • 2.1 Колёсная пара
      • 2.1.1 Обыкновенное и полное освидетельствование колёсной пары
      • 2.1.2 Неисправности колёсной пары
  • 3 Оборудование
  • 4 Системы электроснабжения пассажирских вагонов
    • 4.1 Автономная система
    • 4.2 Смешанная система электроснабжения
    • 4.3 Централизованная система электроснабжения с вагоном-электростанцией
    • 4.4 Централизованная высоковольтная система питания
  • 5 Основные технические характеристики
  • 6 Эксплуатационные характеристики
  • 7 Знаки и надписи
  • 8 Виды и сроки ремонта
  • 9 Перспективы развития
  • 10 Стоимость
  • 11 Примечания
  • 12 Литература

Конструктивные особенности

Вагон представляет собой сложную конструкцию, включающую механические, электро- и теплотехнические системы, системы жизнедеятельности.

  1. Механическое оборудование
    1. Кузов. Предназначен для перевозки пассажиров или грузов, его конструкция зависит от типа вагона.
    2. Рама. Является основанием кузова. Состоит из продольных и поперечных балок, жёстко связанных между собой. На ней размещаются ударно-тяговые приборы и часть тормозного оборудования.
    3. Ходовая часть. Предназначена для безопасного движения вагона по рельсовому пути с необходимой плавностью и наименьшим сопротивлением движению. Состоит из колёсных пар, буксовых узлов, рессорного подвешивания
    4. Ударно-тяговые приборы. Предназначены для сцепления вагонов между собой и с локомотивом, удержания их на определённом расстоянии друг от друга, смягчения действия растягивающих и сжимающих усилий, которые возникают в процессе движения. Состоят из автосцепного оборудования и упругих переходных площадок с буферными комплектами.
    5. Автотормозное оборудование. Предназначено для искусственного сопротивления движению поезда или остановки. Используются тормоза: ручные, электромагнитные, электрические, пневматические, электропневматические.
  2. Теплотехническая система
    1. Автоматика
    2. Энергоснабжение
    3. Коммуникации
    4. Отопление и вентиляция.
  3. Системы жизнедеятельности
    1. Внутреннее обустройство (интерьер). Предназначено для удобного размещения пассажиров и багажа в вагонах и создания необходимых условий для работы проводника. Подразделяется на несъёмное, то есть постоянно находящееся на вагоне (мебель, столики, поручни, ступеньки), и съёмное (постельные принадлежности, веники, коврики, пылесосы, вёдра).
    2. Системы безопасности: сигнализация утечек тока на корпус,
    3. Водоснабжение. Предназначена для обеспечения пассажиров питьевой водой, удовлетворения их бытовых нужд, пополнения системы отопления между заправками.
    4. Освещение: основное (люминесцентное), дежурное, служебное, аварийное (лампы накаливания).
    5. Система отопления. Предназначены для поддержания установленного температурного режима внутри вагона, вне зависимости от температуры окружающей среды и скорости движения воздуха. Кроме того система отопления должна подогревать воздух, подаваемый в вентиляционную установку, обеспечивать подогрев воды в системе горячего водоснабжения, а также обогревать головки водоналивных и сливных труб.
    6. Вентиляция и кондиционирование воздуха. Предназначена для обеспечения необходимого воздухообмена и подпора воздуха в вагон, препятствующего проникновению пыли, а также неочищенного воздуха, зимой не подогретого, а летом — не охлаждённого, через неплотности ограждения.

Кузова всех пассажирских вагонов выполнены в виде металлической коробки, состоящей из рамы с полом, двух боковых и двух торцевых стен, крыши и концевых перегородок, отделяющих тамбур от пассажирского помещения. Конструкция кузова встречается двух вариантов:

  1. С хребтовой балкой (в отечественных вагонах)
  2. Без хребтовой балки (в вагонах Германии и Венгрии)

Кузов имеет каркас, образованный балками пола, стойками боковых стен и дугами крыши. Снаружи каркас покрыт стальным листом толщиной 3 мм. Внутренняя обшивка стен выполнена из дерево-плиты толщиной 19 мм или из фанеры толщиной 10 мм. Перегородки из плиты толщиной 25 мм. Пол настилают плитами толщиной 19 мм [1] .

В стены, потолок и пол пространства между металлическими листами и внутренней обшивкой закладывают теплоизоляцию — пенополистирол. Сохранение тепла в вагоне зависит от состояния термоизоляции и качества её укладки, а также соблюдения режима отопления проводником.

Двери всех вагонов подразделяются на наружные металлические и внутренние из деревянных или фанерных плит, облицованных пластиком и армированных металлическим каркасом. Для облегчения входа в вагон с низких платформ, наружные двери снабжены подножками с откидывающейся ступенькой.

На всех пассажирских вагонах окна бывают: опускные (опускаются на 1/3 часть окна), глухие (не открываются), окна с термопакетами и аварийные (опломбированы, после открытия закрыть нельзя).

Ходовые части вагона представляют, как правило, две двухосные тележки, которые имеют связь с кузовом, обеспечивающую свободу взаимных угловых перемещений в трёх плоскостях, а также передачу продольных тяговых и тормозных усилий.

На каждом конце вагона установлено ударно-тяговое и переходное устройство, состоящее из автосцепного устройства с поглощающим аппаратом (для передачи продольных нагрузок в поезде), амортизаторов буферного типа и опирающейся на них переходной площадки (с мостиком и уплотнительной рамкой), образующей замкнутый тоннель между сцепленными вагонами.

Все пассажирские вагоны оборудованы тормозной системой — комплексом устройств, состоящим из автоматического (электро)пневматического тормоза и механической тормозной рычажной передачи, установленных на кузове и вагонных тележках, а также кранов экстренного торможения (стоп-кранов). Основным помещением для пассажиров является купе.

Как сделать принудительную вентиляцию частного дома: схемы и требования

Система с обновлением воздуха – неотъемлемая часть любого здания. Принудительная вентиляция в частном доме обеспечивает правильный уровень циркуляции воздуха, не допускает повышенной влажности, устанавливает правильный, здоровый микроклимат в помещении. Устройство помогает препятствовать возникновению плесени, сохраняя при этом комфортную температуру. При строительстве дома подобная установка должна быть обязательной. Во время монтажа необходимо соблюдать все нормы и правила, чтобы вентиляция не нанесла вреда.

Необходимость вентиляции в частном доме

Система вентиляции необходима для создания оптимальной атмосферы в доме. Если циркуляция воздуха неправильная это может доставлять дискомфорт всем жителям. Прежде всего, может пострадать здоровье. В доме с плохой вентиляцией люди чаще болеют, у детей возникают приступы астмы, у взрослых частые головные боли. Это происходит из-за накопления углекислого газа, продуктов обмена в доме.

Плохая циркуляция воздуха может стать причиной появления в доме сырости и грибка. Если дом построен из натурального сырья, присутствие плесени и грибка сократит время эксплуатации и существования дома. Не стоит допускать повышенной влажности, так как это будет влиять на состояние напольного покрытия и всей отделки в помещении.

И если для жителей многокрвартирных домов такой проблемы в принципе не существует, то тем, кто имеет загородный дом, эти моменты стоит решить при планировании и постройке.

Обязательно вентиляционная система должна быть в постройке с газом. Сама котельная должна быть оборудована отдельной системой продува воздуха. Это позволит избежать накопления угарного газа, а помещение будет тщательно проветриваться.
При установке вентиляции в частном доме стоит учитывать различные типы помещений, наличие подземного гаража, а также газового отопления. Играет роль количество этажей в доме.

Принудительная вентиляция дает возможность не устанавливать на кухне вытяжку. Вместо этого монтируется специальный фильтр, поглотитель запаха, который способен очищать воздух. Эта конструкция может быть скрыта под панелями или плиткой. Экономия в данном случае на лицо.

Функции систем воздухообмена
  • Налаживание уровня углекислого газа. Излишнее накопление может ухудшить здоровье человека, способствовать вялости и сильной усталости, возникновению задышки. Хороший вентилятор поможет настроить правильное обновление воздуха.
  • Нормализация влажности в помещении. Ее излишки должны своевременно уходить из помещения. Это позволяет избежать накопления конденсата и образования плесени и сырости в углах комнат.
  • Есть схема вентиляции с фильтрацией воздуха и с подогревом.

Системы воздухообмена сейчас очень популярны, так как их используют вместо отопления. Такая система считается надежной и долговечной.

Какие помещения нуждаются в циркуляции воздуха в первую очередь?

Большое количество домов используют стандартную, примитивную вентиляцию. Ее еще называют естественной тягой. В таких случаях необходимо устанавливать другую, дополнительную систему, которая усилит функции, наладит допустимый уровень кислорода в каждой комнате.

Воздухообмен в новостройках обычно проведен с выполнением допустимых норм, и хоть вытяжка устанавливается в ванной и на кухне, приток воздуха не доходит до комнат.

В дополнительной циркуляции нуждаются те дома, которые были построены после 1970 года. Сейчас в таких постройках вентиляция очень плохая и не соответствует заявленным требованиям. Качество воздуха нужно улучшать в школах и детских садах. Соблюдение законодательных норм в данном случае необходимо в целях безопасности. Наличие правильной вентиляционной системы залог здоровья и хорошего самочувствия. Дети, которые длительное время находятся в плохо проветриваемом помещении, не усваивают информацию, быстро устают, а процесс обучения не будет иметь положительного результата.

Читайте также:  Вентиляция канализации частного дома: ванны и туалета

В старых учебных заведениях сейчас активно проходится реконструкция вентиляционных систем и улучается воздухоотвод. Для этого используют специальное решение, когда в отдельные помещения поступает больше кислорода, при этом система циркулирует и поддерживает температуру.

В каждом отдельном помещении, где работают люди, существуют разные нормы по качеству воздуха. В компаниях, где работодатели хотят сэкономить на оплате за помещение и располагают большое количество сотрудников в маленьких офисах, диагностируются частые заболевания.

Принудительная вентиляция обязательно должна быть также в больницах и поликлиниках. В этих помещениях нужно соблюдать определенную температуру воздуха, а система должна постоянно работать на максимальном режиме. Это необходимо чтобы воздух постоянно оставался свежим, максимально очищенным и предотвращал размножение микробов.

Преимущества и принцип работы принудительной системы вентиляции

Что чаще всего она бывает механической и автоматической. Первый тип системы больше подойдет для маленьких загородных домов, если естественный приток воздуха установить сложно. Также, можно выделить основные преимущества:

  • Экологичность сооружения. После результатов исследований, специалисты пришли к выводу, что такая вентиляционная система безопасна для здоровья, в воздухе не обнаружилось вредных бактерий и загрязнений.
  • Регулировка мощности по собственным заданным параметрам. Обычно система проста и не требует навыков по установке. На экране можно указать время работы, необходимую мощность и температуру.
  • При перемене влажности или температуры система автоматически включается. Очень удобно в летнее и зимнее время, когда днем обычно жарко, а воздух в помещении сухой.
  • Бесшумные изделия и компоненты. Это относится к дорогостоящим системам.
  • Прибор или вентиляционный блок можно купить для определенной комнаты или общей площади дома. Он устанавливается очень просто, и может быть использован не на весь дом. При необходимости дополнительные трубы можно установить в других комнатах.
  • Качественные приборы могут хорошо нагревать помещение. Иногда они используются вместо обогрева.
  • Возможность самостоятельной установки. Легко монтируются с соблюдением норм безопасности.
  • Такая система очень актуальна, если в доме много герметично закрытых окон и плохая вентиляция воздуха в целом.
  • Обычно занимает немного места, а управление можно реализовывать с помощью пульта. Для каждой из комнат можно установить отдельную регулировку.
  • Система есть бесканальной, когда поток воздуха проходит по специальным отверстиям в стекле и дверях. Может хорошо вентилировать помещение и при этом будет абсолютно безопасной.
  • В каждом блоке есть специальные клапаны, которые полностью предотвращают попадание обратного воздуха в комнату. Также они полностью перекрываются если блок находится в выключенном режиме.

Если дом большой и просторный, лучшим вариантом будет принудительная вентиляция с рекуператором воздуха автоматического типа. Тогда будет контролироваться влажность, поток воздуха, совершаться включение и выключение согласно заданным параметрам.

Подойдет тем, у кого большой подвал, тогда приточно-вытяжная система должна быть расположена именно там. Владельцам урожая будет важно содержать все продукты в сухом, слегка прохладном помещении.

Принудительная вентиляция бывает нескольких типов:

  • вытяжка, которая удаляет воздух из разного типа помещений;
  • приточная система, что обеспечивает наличие кислорода в комнатах;
  • приточно-вытяжные — выполняют эти функции одновременно.

Каждая из систем подходит для разных типов помещений.

Принцип работы принудительной системы вентиляции

И хоть кажется на первый взгляд, что приточно-вытяжная система сложная, в установке и эксплуатации такая система простая и надежная. Во всем доме прокладывается специальный канал, по которому поступает воздух. На улице проводят установку вентилятора, который помогает кислороду поступать внутрь.

В помещениях проводят установку конвектора, который помогает очистить воздух, а в зависимости от температуры нагревать или охлаждать помещение. Эти показания довольно просто отрегулировать по своему желанию. Система никак не повлияет на состояние внутренней отделки или напольного покрытия.

Эта система интересна по своей конструкции и принципу работы. Мощный вентилятор помогает загнать воздух в помещение и тем самым вытесняя старый, который, попадая в вытяжные каналы, выходит на улицу.

Подходит для установки в частном доме, а в многоквартирном монтировать ее будет очень сложно. Все это связано с многоуровневостью системы.

Требования к вентиляции в частном доме и расчет минимально необходимой мощности системы

Есть некоторые требования и нормы к вентиляции в частном доме, которые необходимо соблюдать:

  • Различные неровности стен влияют на сопротивление и препятствуют правильной циркуляции воздуха. Чтобы улучшить поток кислорода необходимо в каналы устанавливать специальные отводы, лучше оцинкованные.
  • Необходимым есть установка герметического окна для осмотра в отдельной части вентиляционного стояка.
  • Монтировать канал для вытяжки необходимо на крыше, на высоте от 1,5 метра, чтобы создать оптимальную тягу, необходимую для правильной работы всей системы. Если крыша скошенная, дополнительно необходимо установить дефлектор.
  • Когда к стене дополнительно устанавливается шахта, ее обязательно нужно утеплить.

Санитарные и технические нормы для вентиляции в частных домах

  1. Каждое устройство предусматривает вытяжку в санузле или кухне. В некоторых случаях, если есть вентилируемый гараж или бассейн, система устанавливается в другом месте.
  2. Недопустимо совмещать отвод с иной системой из санитарных узлов.
  3. Если есть кухонная вытяжка, вентиляционный канал должен быть другим.
  4. Отвод устанавливать не больше чем на 15 см. до верха решетки.

Строительные нормы регламентируют:

  • для улучшения тяги в смежных помещениях устанавливают зазор между полом и дверью, в нижней части которой просверливают отверстие;
  • можно заменить обыкновенную конструкцию на промышленную с решеткой для лучшего прохода воздуха.

Во время строительства дома стоит делать приточный клапан, чтобы усилить приток кислорода. После проведения всех систем, трубы необходимо изолировать и закрыть.

Важно придерживаться определенных стандартов:

  • Кухня, где есть газовая плита, тяга должна быть равной 60 мЗ.
  • Если плита в доме электрическая, тогда приток и отток воздуха может составлять 45 м3.
  • Если в доме запланирована установка печь, воздухообмен должен быть мощным и высоким.
  • В помещениях, таких как сауна, баня и бассейн, обмен воздуха должен быть не менее 40 м3 в час.
  • В жилых комнатах в зависимости от площади, стоит соблюдать обмен воздуха в пределах 15-30м3.

Перед тем как проводить вентиляцию, следует сделать детальный расчет.

Советы опытных мастеров по установке принудительной вентиляции

  1. Установка принудительной вентиляции проводится с помощью вспомогательной техники, от простых устройств, таких как оконные или стеновые клапаны, а также с использованием функциональных приточно-вытяжных приборов.
  2. Проводить вентиляцию нужно при наличии тщательных расчетов. Обращение к специалисту необходимо, если вы желаете установить в доме приточно-вытяжную систему. Нужно учитывать такие факторы, как: производительность, мощность вентилятора и других вспомогательных деталей, которые участвуют в процессе работы, уровень шума.
  3. Необходимо проводить расчеты согласно типам помещения и объемам площади.
  4. Чтобы скрыть вытяжные решетки, их нужно размещать как можно выше. Различные комбинации и варианты позволяют располагать вентиляционную систему так, что она не будет заметна. Для этого можно дополнительно использовать декоративные гипсокартонные элементы. В местах возле окон можно повесить тюль или гардины.
  5. Отличным вариантом будет установка системы своими руками. Главным моментом является проведение расчетов и приобретение необходимых инструментов.
  6. Принудительная система вентиляции также требует правильного ухода за оборудованием. Очищение фильтров, периодическая настройка всех механизмов позволит пользоваться оборудованием длительное время. Даже самая сложная система требует тщательного ухода, а также квалифицированного тестирования.

Опытные мастера всегда уверенны в том, что справиться с установкой может каждый. Но для соблюдения всех норм и безопасности лучше обратиться к специалисту.

Специалисты говорят о том, что можно создать принудительную вентиляцию своими руками. Для этого необходимо вытяжку установить на выходе из отводного канала (обычно это туалет или ванная комната, реже кухня). Прикрепить систему можно дюбелями, а провод подключить к отдельной розетке. Чтобы монтаж был максимально невидимым под провод выделяют отдельную канавку и устанавливают выключатель.

Установка и наличие принудительной вентиляции – один из важнейших этапов в строительстве частного или загородного дома. Такая система позволит избежать появления сырости и плесени, предотвратит накопление углекислого газа, сможет контролировать правильный приток воздуха, влажность и температуру.

Подбирая инструменты и запчасти, нужно обращать внимание на качество оборудования и советоваться со специалистами по установке. Если вентиляция будет мешать декору участка, можно обратиться за помощью к ландшафтному дизайнеру и скрыть все видимые трубы.

Зачем нужна система вентиляции

Комфортные и здоровые условия жизни зависят от многих факторов. Одной из главных задач обустройства жилья становится создание оптимального микроклимата. Состав воздуха в доме зависит от его протока. Современное жилье гарантирует обитателям надежную звукоизоляцию, теплозащиту. Жилье становиться практически герметичным. Обратная сторона этого преимущества заключается в том, что в воздухе скапливаются нежелательные, а порой и вредные для здоровья человека вещества в критических количествах. Поэтому на вопрос — зачем нужна вентиляция, следует однозначно ответить, что она просто необходима.

Предназначение вентиляции

Главная задача, которую решает система, заключается в поддержании оптимального состава воздуха. Альтернативы нет. Никакие устройства очищения, увлажнения не компенсируют функции вентиляции. В процессе эксплуатации жилья качественный состав воздуха претерпевает следующие изменения:

  • Повышается концентрация вредных веществ, выделяемых находящимися в жилье предметами, мебелью, отделочными материалами;
  • Кислород в процессе жизнедеятельности обитателей превращается в углекислый газ;
  • Обогреватели, плиты также способствуют активному изменению химического состава воздуха. Открытое пламя газовой форсунки поддерживается имеющимся атмосферным кислородом, активно его нейтрализует и наполняет пространство продуктами горения;
  • Угрозу здоровью представляют вся шерстяная и текстильная продукция. В воздухе скапливается мелкий ворс, который находится в постоянном движении из-за естественной конвекции. Его практически не видно, но вред от него немалый;
  • Если в доме есть домашние животные и растения, то они также ухудшают качественный состав воздуха. Высокую концентрацию вредных веществ выделяемых некоторыми цветами не всегда можно обнаружить, приятный аромат может скрывать серьезные риски. Шерсть животных опасна для развития аллергий.
  • Образуется конденсат в самых различных местах.

Перечисленные выше причины не могут быть причиной отказа от пользования газовой плитой или избавление от растений и животных. Опасность возникает тогда, когда превышается критические значения концентрации вредных веществ. Избавится от них, а также от пыли и влаги можно. Достаточно обеспечить приток свежего и удаление загрязненного воздуха из жилья. Вот почему вентиляционные системы так необходимы в любом доме.

Виды вентиляционных систем

Обеспечить постоянный приток свежего воздуха можно двумя способами. Естественной и принудительной вентиляцией. Реализовать на практике оба вида можно различными методами. При монтаже системы учитывается необходимая ее мощность, то есть способность за определенное время доставить в жилье необходимое количество свежего воздуха. Оба вида имеют плюсы и минусы и способны справиться с задачей, при условии, что в конкретном жилье есть для этого все условия.

Естественная вентиляция

Принципом работы является тяга, возникающая с естественной циркуляцией различных по температуре воздушных масс. Городским жителям нет необходимости знать, как устроена система, важно соблюдать предписанные правила пользования. Не перекрывать, даже частично воздуховоды. Не изменять конструкцию и маршрут вентиляционной шахты. Устроена она достаточно просто — нижний конец трубопровода находится в подвале в открытом состоянии для забора воздуха (либо выведен на уровень фундамента с продухами), а верхний выведен на крышу.

Продуманная и точно рассчитанная система создает мощную тягу, которую в некоторых случаях нужно даже ограничивать. Делается это просто. Регулируемые вентиляционные решетки дозируют количество поступающего воздуха в жилье. Перекрывать центральный трубопровод недопустимо и при нарушении этого правила к собственнику квартиры могут быть применены жесткие санкции.

Читайте также:  Делаем естественную вентиляцию в загородном доме своими руками

При строительстве частного дома перед его владельцем стоит более сложная задача. Необходимо обеспечить следующие условия:

  • Достаточную тягу. Резонно воспользоваться правилом, которое хорошо знакомо печникам. Чем длиннее труба, тем больше создается тяга. Вентиляционный выход на крыше иногда делают на метр или больше от конька кровли;
  • Гарантировать забор качественного по составу воздуха. Система без воздухозаборника ниже уровня пола будет не столь эффективна. В некоторых случаях естественный приток из окон, дверей и других элементов конструкции строения будет достаточен. Однако по-настоящему качественная система монтируется со специальным воздухозаборником. Его недопустимо делать в помещениях с повышенной влажностью или в котельной;
  • Установить регулирующее устройство. Неконтролируемая тяга способна выдувать излишнее количество теплого воздуха, нагружая тем самым отопительную систему и увеличивая затраты на энергоноситель;
  • По маршруту трубопровода установить ревизионные люки. Через вентиляционную систему проходит воздух, насыщенный продуктами горения, ворсом и другими веществами, которые осаждаются на стенках. Регулярная прочистка системы гарантирует здоровую атмосферу в жилье.

Конструктивно можно выполнить трубопровод по схемам и чертежам, которые хорошо себя зарекомендовали на практике. Для создания системы можно использовать воздуховоды из различных материалов. Важно, чтобы их диаметр и высота вентиляционной шахты отвечали необходимым требованиям, а с вытяжным воздухом удалялись вредные вещества и неприятные запахи.

Принудительная вентиляция

Принципиальная схема этого вида отличается от естественной системы наличием дополнительного устройства, создающего тягу. Принудительная подача обеспечивается вентиляторами, установленными в трубопроводе. Система монтируется там, где в силу некоторых причин невозможно гарантировать естественный приток воздуха в достаточном количестве, либо имеющийся воздуховод выполнен с ошибками и не справляется со своими функциями.

Иногда принудительную вентиляцию проектируют специально. Удобна такая система во многих случаях, например, как часть комбинированной схемы. Отдельные выводы в помещениях, где необходимо быстро и качественно удалить загрязненный или слишком влажный воздух, не открывая при этом окно. Например, в ванной комнате, сауне, бане или на кухне. Вытяжка над плитой может быть независимой, либо подключенной к центральной системе. Принудительная вентиляция часто устанавливается в «умных домах». Новый подход к качеству жилья. Датчики и программируемый режим в строго указанное время включают и выключают систему, обеспечивая оптимальный по температуре и химическому составу воздух.

Функциональные возможности и особенности систем вентиляции

Вне зависимости от конфигурации оборудования основной задачей является поддержание оптимального состава воздуха в жилье и удаление неприятных запахов. Определить, какой способ в конкретном случае будет лучшим, можно по нескольким критериям. Рассчитывается система исходя из объема дома. Точки воздухообмена лучше делать там, где имеется источник загрязнения или нужно решение проблемы избыточного количества влаги в помещениях с повышенной влажностью. Там в первую очередь необходимо обеспечить тягу. В силу конструктивных особенностей естественный и принудительный оборот воздуха отличаются по производительности.

Самостоятельно правильно рассчитать мощность системы трудно. Для этого нужны специальные приборы и знания. Типовые значения при проверке производительности вентиляционной системы обозначены в требованиях для данных конструкций:

  • Квартиры и отдельные комнаты — от 100 до 500 м 3 в час;
  • Загородные дома, дачи, коттеджи — от 500 до 2000 м 3 в час;
  • Административные, общественные, торговые помещения, офисы — от 1000 до 10 000 м 3 в час;
  • На производственных предприятиях действуют отраслевые нормы, и значения производительности могут в разы превышать аналогичные показатели для жилых и общественных зданий. После установки вентиляция тестируется на производительность.

Владельцы частных домов часто ориентируются на собственные ощущения. Однако назвать это субъективным способом определения производительности не совсем корректно. Если человек в собственном жилье чувствует дискомфорт, то поводом обратить внимание на систему вентиляции могут стать следующие причины:

  • Головная боль;
  • Плохое самочувствие;
  • Неприятные запахи;
  • Влажность;
  • Неполноценный отдых и некрепкий сон.

При реализации проекта разумно использовать современные возможности по формированию эффективной, производительной системы вентиляции, которая гарантирует понижение концентрации опасных газов, избавит от пыли и взвеси. Функциональность заметно возрастает, если правильно смонтировать маршрут воздуховода и отводов от него. Диаметр труб должен соответствовать норме. Желательно установить регулирующие устройства, для дозирования количества поступающего воздуха в дом.

Повышает эффективность система автоматизации. Так контроль над всеми показателями поможет поддерживать нужный баланс по всем значениям. Например, происходит вымораживание влаги зимой, когда наступают сильные морозы. Воздух в помещение и так обычно пересушен, и недостаток воды сказывается на состоянии. Корректируется состав принудительным увлажнением. Небольшие затраты окупаются меньшими расходами на отопление, а главное приток свежего воздуха в помещение способствует здоровой и комфортной атмосферой в доме.

Вентиляция и пластиковые окна

Современное жилье оборудовано высокотехнологичными системами и конструкциями. Они улучшают условия жизни, делают ее более комфортной и удобной, но при эксплуатации возникает ряд вопросов, которые требуют решений. Так пластиковые окна, защищая от шума, проникновения холода герметизируют дом. В этой ситуации обеспечить здоровую атмосферу можно регулярным проветриванием. Это не всегда удобно, особенно в холодное время года. Неконтролируемый доступ свежего воздуха охлаждает помещения и отчасти обесценивает теплозащитные качества самих окон.

Вентиляция напротив, обеспечивает жилье необходимым кислородом в оптимальном режиме, не нарушая температурный баланс жилья. К тому же пластиковые окна, уплотнители выделят небольшое количество летучих веществ. В небольшой концентрации они безвредны, однако при накоплении их до критических значений возникают риски для здоровья обитателей жилья. Стандартная система вентиляции в городских квартирах при соблюдении норм эксплуатации и своевременном обслуживании справляется с задачей. В частном жилье необходимо проводить анализ конструкции строения и всех его элементов при проектировании и устройстве системы, в том числе и пластиковых окон.

Почему кондиционеры не заменят вентиляцию

Климатические системы принципиально отличаются даже от простого проветривания. Поэтому одним из неизменных атрибутов здорового образа жизни является достаточное количество свежего воздуха. Открывать регулярно окна не всегда удобно и комфортно, особенно в зимний период. Правильно установленная система вентиляции успешно компенсирует естественное проветривание. Современные сплит-системы кондиционирования разделены на два функциональных блока. Внешний, в котором расположен компрессор, где происходит конденсация хладагента и внутренний, где радиатор принудительно обдувается воздухом, охлаждая или нагревая его. Забор же производится исключительно внутри помещения. То есть кондиционер будет охлаждать одни и те же воздушные массы, пропуская их через себя.

В некоторых моделях есть функция подмеса воздуха с улицы, количество которого не превышает 3-4%, что принципиально не решает вопроса полноценного снабжения жилья кислородом. Да и стоит такая продукция не дешево. Внимательно ознакомившись практически с любой инструкцией к кондиционеру можно найти рекомендации о 2-х разовом ежедневном проветривании дома. Даже сами производители климатической техники подтверждают, что их устройства не предназначены для снабжения жилья свежим воздухом необходимой концентрации и химического состава.

Элементы системы вентиляции

Набор функций и элементов зависит от конструкции и назначения дома. Если это дача или коттедж для нерегулярного или сезонного проживания, то монтировать сложную автоматизированную систему не всегда разумно. Часто в таких строениях вообще отсутствует вентиляция. Однако полноценное круглогодичное проживание в комфортных и здоровых условиях, где качество воздуха отвечает необходимым нормам, возможно при обустройстве жилья эффективной системой, которая состоит из:

  • Главной вентиляционной шахты или центрального воздуховода;
  • Отводов от центрального трубопровода;
  • Воздухозаборных решеток;
  • Регулирующих устройств;
  • Фильтров;
  • Вентилятора;
  • Калорифера;
  • Систем автоматизации.

Набор элементов может быть произвольным и монтироваться по желанию и возможности собственника жилья. Обязательным условием будет наличие центральной шахты и воздухоприемников. Остальные опции считаются дополнительными и возможны при установке соответствующих устройств. Так воздушный клапан не влияет на производительность системы, однако необходим для предотвращения проникновения холода с улицы. Калорифер не всегда предусмотрен проектом, однако доказано, что небольшое количество энергии для обогрева воздуховодов в приточных системах вентиляции при заборе чрезвычайно эффективный способ экономии на отоплении. Для подачи чистого воздуха устанавливаются фильтры, избавляющие не только от пыли, но и не дающие попасть в жилье запахам.

Назначение и принцип работы местной системы вентиляции

Местная вентиляция – это система воздухообмена в ограниченной части пространства, микроклимат которого отличается от общей его атмосферы. То есть фактически этот вид вентиляции предназначен для установки на отдельно рассматриваемом рабочем месте.

Если задачи вентиляции, которые ставит перед специалистами ООО «ВеерВент» помещение и его назначение, можно решить способом общеобменной и местной вентиляции, всегда выбирают последний вариант, поскольку он не только обладает высокой эффективностью, но по сравнению с общеобменным аналогом намного экономнее в плане потребляемой электроэнергии.

В помещениях с локальным выбросом вредностей использование местной вентиляции позволяет уменьшить количество подаваемого и отсасываемого воздуха в несколько раз!

Виды местной вентиляции

Для создания системы вентиляции на рабочем месте формируют один из двух видов – вытяжную или приточную местную вентиляцию.

Вытяжная местная вентиляция применяется для локализованных очагов вредных веществ, когда имеется возможность недопущения распространения их по всему производственному помещению. Она состоит в улавливании и отводе выбрасываемых в воздух помещения вредных выделений. С ее помощью организовывается выброс пыли, дыма, газов.

Приточная местная вентиляция предназначена для интенсивной подачи непосредственно к рабочему месту свежего воздуха, его охлаждении при необходимости, а также обдувания охлажденными воздушными потоками, если имеет место значительное тепловое облучение.

Но не стоит считать местную вентиляцию панацеей для всех типов зданий. Наши специалисты при оценке помещения, выявлении задач, которые ставятся перед вентиляцией, и проектировании вентиляционной системой в первую очередь руководствуются предполагаемой эффективностью, экономностью и целесообразностью использования того или иного метода. Так, местная вентиляция не всегда в состоянии на должном уровне удалять из помещения и ликвидировать выделяемые вредности; в этом случае оптимальным вариантом будет сочетание элементов общеобменной и местной вентиляции.

Способы создания местной вентиляции

Для удаления из локализованных участков помещения вредных выбросов (вытяжная местная вентиляция) формируют шкафы-укрытия, завесы, бортовые отсосы, кожухи около станков, зонты и пр.

Для создания приточной местной вентиляции организовывают воздушные оазисы, завесы. Воздушные оазисы представляют собой передвижные перегородки, имеющие достаточно большую высоту (до 2,5 м), внутрь которых и нагнетается охлажденный воздух. Воздушные завесы – это тепловентиляторы, устанавливаемые близ печей, рабочих окон, ворот и т. п.

Применение местной вентиляции

Местная вентиляция во многих случаях оправдана, а нередко попросту объективно необходима. Она применяется практически в любых промышленных отраслях, в том числе в шахтах, химической, металлургической промышленностях.

В зависимости от типа источника вредностей (станок, ванна и т.д.) применяются различные местные отсосы, вытяжные зонты, вытяжные панели и др. Бортовые отсосы, например, удобно расположить по периметру ванн.

Преимущества местной вентиляции

К их числу относится, прежде всего, экологическая необходимость, связанная с максимально эффективной защитой здоровья рабочего вредного производства. С ее помощью предотвращают возникновение и развитие легочных и раковых заболеваний, аллергий, раздражения слизистой глаз, головных болей.

Вторым значительным преимуществом следует назвать экономическую эффективность ее применения. Состоит она в сбережении затрат электроэнергии (до 60%), а также в повышении производительности труда рабочего персонала (по статистике – до 20%). Кроме того, местная вентиляция способствует дополнительному нагреву воздуха производственного помещения, что создает еще одну статью экономии.

Ссылка на основную публикацию