Зачем на забор вешают кувшин, надевают лапти и рыболовные сети: объяснения народных примет и поверий

Защитная сила глины или зачем в деревнях горшки на заборе.

Исторически сложилось так, что глиняные изделия всегда наделяли особым смыслом. По поверьям народа даже обычный горшок часто выступал в качестве оберега.
Во многих деревнях до сих пор развешивают кувшины, горшки и другую глиняную посуду на деревянные и плетеные заборы, размещенные по периметру подворья. В «глухих» деревнях белорусские бабушки этот обычай помнят и зачастую соблюдают. Хозяйки таких домов охотно рассказывают причины появления такой интересной традиции.

Во-первых, данное действие имело вполне утилитарный характер. Глиняную посуду, и в частности горшки, вывешивали на улице для просушки. Считалось, что плохо просушенный горшок способствует появлению посторонних запахов и может повлиять на вкус пищи или налитого в него молока. Именно поэтому кувшины и горшки развешивали на кольца забора, где солнечные лучи нагревали глину. Летом не было лучшего места и способа для просушки посуды. Но и тут не обошлось без особого поверья. Считалось, что горячие от солнца горшки вбирали в себя солнечную энергетику и передавали ее в продукты или молоко, делая их еще лучше.

Во-вторых, глиняная посуда являлась достаточно деликатным предметом, и динамические резкие нагрузки держала плохо. Зачастую посуда трескалась в печи от резкого нагрева или раскалывалась от множества иных причин. В быту такие вещи не использовались в силу бытующих примет. Но в силу своего бережливого характера многие хозяйки не спешили выбрасывать испорченную посуду. Иногда такие сосуды восстанавливали путем долгого вываривания в молоке и сильного перетягивания нитями. Многие кувшины были просто красивыми и, потеряв функциональную пользу, не теряли визуальную эстетику и поэтому, несмотря на то, что они были непригодными к использованию, выбрасывать их было жалко. Такие горшки продолжали свою жизнь на хозяйских заборах.

В поздние периоды, в послевоенное время, когда сакральный характер многих действий и предметов был утерян, вывешивание горшков на колья забора имело лишь функциональный характер. Они защищали дерево от гниения, ограждая наиболее уязвимую верхнюю часть забора от попадания на нее атмосферных осадков. С такими целями вешался любой глиняный сосуд. Но более ранние традиции и поверья, которыми объяснялись наличие кувшинов на заборе, основывались на духовных верованиях наших предков.
Горшки на подворье в первую очередь имели защитную функцию, защищали дом. Даже в дождливую погоду один-два горшка оставляли в качестве “сторожевых”. А огородное пугало с глиняным горшком вместо головы наиболее распространенный защитный символ среди всех славян. На Полесье, на Гомельщине у гончара зачастую специально воровали посуду которую били или бросали в колодец, для того что бы призвать дождь. Эта же цель чаще всего преследовалась при развешивании глиняной посуды на забор или колья. А если идущий дождь был слишком сильным, с улицы кричали хозяйке дома, чтобы она сняла горшок. В некоторых деревнях, было иное поверье, считалось, что перевернутый глиняный сосуд «закрывает» дождь, поэтому во время засухи горшки и кувшины, которые висят на заборе, специально разбивали.

Помимо этого в поверьях славянских народов горшок, повешенный на забор, должен обезопасить кур от ястребов и ворон. Это делалось обязательно в Великий четверг до восхода солнца, когда были особенно сильны колдовские чары. Горшок в этом случае как бы впитывал их в себя, получал дополнительную волшебную силу.

Керамический день рождения в гончарной мастерской Клуб Мастеров

Керамический день рождение – оригинальный праздник! В нашей мастерской частенько случаются праздники с участием деток, взрослых и даже свадебные девичники. Это оригинальное событие, которое точно понравится .

Лапоть как предмет суеверия и способ помодничать: Занимательные факты о крестьянской обуви

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

И в древности, и в XX веке

Крючки, с помощью которых плели лапти (кочедыки), ученые-археологи находили и продолжают находить на территории современной России при раскопках древних стоянок времен неолита.

Кстати, в далекой Швейцарии в этом году был обнаружен лапоть, которому, по данным археологов, примерно пять тысяч лет. Ботинок из лыка, внешне очень напоминающий русский лапоть, лежал вместе с другими древними артефатами на илистом дне обмельчавшего озера Грайфензее на территории общины Мау. Предмет обуви, сплетенный из лыковых полосок шириной всего 5 мм, хотя и продырявлен, неплохо сохранился. Его длина 26 см, а значит, он, скорее всего, принадлежал взрослому мужчине. Так что лапти плели не только на Руси, но и в Западной Европе.

Красивая легенда или реальная древность?

Согласно альтернативной версии, которую выдвигают некоторые ученые (например, отечественный археолог А. Курбатов), лапти на территории современной России появились вовсе не в глубокой древности, а лишь в XV-XVI веках. А то, что они были типичной обувью крестьян древней Руси, мол, лишь красивая легенда, постепенно сложившаяся в ходе истории и воспетая романтически настроенными аристократами.

В качестве аргумента археолог приводит тот факт, что на русских иконах и картинах лапти стали встречаться только с XVI века, а найденные крючки времен неолита могли использоваться древними людьми в каких-то других целях. Упоминание же у древних летописцев слова «лапоть», согласно этой версии, могло иметь какое-то другое значение.

В прошлом веке

Если точное время появления плетеной обуви оспаривается, то факт ее массового распространения в России в последние столетия очевиден. Лапти были в ходу вплоть до начала прошлого столетия. Например, их носили крестьяне в Гражданскую. В Красной Армии работала специальная всероссийская комиссия по заготовке валенок и лаптей (сокращенно Чеквалап), которая занималась обеспечением солдат этой универсальной обувью. Инициировал ее создание сам Ленин. Впрочем, лапти использовали и белогвардейцы.

Супружеский долг

В русской деревне лапти, как правило, плел всем своим домочадцам глава семейства. Часто это делалось загодя – например, зимой, когда крестьяне заканчивали осенние полевые работы и появлялось много свободного времени. Это ремесло было технически несложным и, скорее, повседневным. Обогатиться на плетении лаптей крестьянин не мог, потому что стоили они сущие копейки.

На Руси даже была в ходу поговорка: «Лапти плесть – раз в день есть». Однако, несмотря на видимую простоту, не у всякого получалось овладеть этим мастерством. Согласно распространенной легенде, даже Петр I, которому в принципе легко удавалось любое дело, как-то решил попробовать сплести эту русскую обувь, но у него не получилось – так и бросил недоделанный лапоть в раздражении.

Основные и запасные

Лапти были почти одноразовой обувью. Ну а если точнее, человек, которому приходилось много ходить, мог износить одну летнюю пару уже через три-четыре дня. Зимние лапти носились чуть дольше – недели две, но это тоже слишком короткий срок. Поэтому, собираясь в дальний путь, крестьянин обязательно брал с собой несколько пар запасных лаптей.

Из лыка, веревки, кореньев

Лапти мастерили не только из бересты или липового лыка – крестьяне носили и лапти-вязовики, дубовики и т.д., по названиям которых понятно, кора какого дерева используется. Более того, лапти плели из мочала, пеньковой веревки и даже из корней растений (так называемые лапти-коренники).

В соответствии с числом полос, используемых одновременно при плетении, существовали лапти-пятерики, шестерики, семерики и так далее, вплоть до толстых 12-полосных.

Эта обувь имела множество вариантов в зависимости от конкретного предназначения. Зимой лапти плели из толстого многослойного лыка и провязывали дважды. Выглядели они более массивно. А писаные лапти, сплетенные из тонких полосок коры вяза, красиво украшенные, делали «на выход» и надевали только по особым случаям.

В каждой местности – своя мода

Способ плетения зависел от конкретного региона. Украинский и белорусский «узоры» отличались от, например, великорусского. Также разнились и сами модели. Северные лапти (в Новгороде и т.д.) имели узкие носы, мордовские – трапециевидные, а на московской земле, как правило, носили плетеную обувь с высокими бортиками и закругленными носами.

Народные приметы

В русских деревнях существовало много традиций и поверий, связанных с лаптем. Вот лишь несколько примеров. В некоторых уголках России считалось, что если повесить изношенный лапоть в курятнике, птицы будут здоровыми и их обойдет мор, кроме того, они станут хорошо нестись. А если корову, которая только что отелилась, окурить дымом от подожженного лаптя, она быстро оклемается и впоследствии будет давать много жирного молока, ну а теленок вырастет здоровым. Так же селяне «окуривали» и возвращавшихся из церкви молодоженов – на счастье.

Кстати, в засуху в некоторых деревнях крестьяне вызывали дождь, бросив в реку лапоть, и искренне верили, что этот культовый предмет поможет умилостивить природу.

В продолжение темы Древней Руси Водяницы, Купавки и Мавки , или Почему наши предки верили в русалок?

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Лапти как оберег дома – 7 шагов самостоятельного изготовления вязаных защитников домашнего очага

Чтобы защитить домочадцев от завистников и недоброжелателей, можно изготовить исконно славянский мощный оберег своими руками — связанные крючком лапти. Повешенные на видном месте, они укрепят семью, улучшат атмосферу в доме и поднимут настроение. Декоративные лапти можно приобрести с рук, если нет навыков в вязании. Однако принимать в подарок талисман нужно с осторожностью, только у доброжелательных людей. Лапти, подаренные завистником, принесут разлад в отношения.

Значение славянского оберега

Наибольшей силой обладают сделанные вручную лапти, потому их рекомендуется изготавливать самостоятельно или покупать с рук в монастырях или рынках. Важно, чтобы оберег делал человек с чистыми помыслами и добрым нравом.

Исконно славянский оберег издавна использовался в деревнях, чтобы отвести беду от жилища, отводить глазливых соседей и уберечь семейное счастья. На Руси старые лапти, которые уже износились, обычно вешались на ограду, но современные практики рекомендуют размещать талисман внутри квартиры. Можно использовать декоративную миниатюрную обувь, не предназначенную для ношения. Лапти выступают подношением к домовому, чтобы тот лучше оберегал жилище и домочадцев.

Читайте также:  Что расскажут комнатные растения о своем хозяине

С появлением оберега в семье исчезают ссоры, конфликты, улучшаются отношения и материальное положение, а приходящие люди, затаившие зло, не причиняют вреда. Весь негатив забирает на себя славянский талисман. Декоративные лапти также хорошо отваживают потенциальных разлучников. Вешать оберег следует на видном месте, чтобы гости его сразу замечали. Лучше всего подойдет стена кухни или коридора. Другой вариант — магнитик, прикрепленный на холодильник. Рядом могут находиться другие обереги для дома, так как лапти неконфликтны и только усиливают позитивное воздействие талисманов.

Когда применяют магический талисман?

Изготовить или приобрести славянский оберег рекомендуется в следующих ситуациях:

  • частые ссоры в семье;
  • охлаждение отношений;
  • подозрение на порчу или проклятие;
  • появление малыша;
  • завистливое окружение;
  • найденный в квартире подклад;
  • появление недоброжелателей или врагов;
  • крупные приобретения;
  • появление разлучницы;
  • частые поломки техники и вещей в квартире;
  • общая тяжелая атмосфера дома.

Вернуться к оглавлению

Как сделать своими руками?

Изготовление декоративных лаптей

Мощный оберег для жилища можно связать крючком за 1 ч., если есть навыки вязания. Без опыта также можно изготовить лапти, потому что схема вязания легкая и подойдет начинающим. Рукодельнице понадобится джутовая веревка и крюк для вязания под номером 3. Чтобы получился красивый оберег, нужно следовать такой пошаговой инструкции:

Магические предметы

Чтобы славянский талисман принес удачу и счастье, изготавливать или украшать лапти нужно только в хорошем настроении, полностью сосредоточившись на желаемом результате. Негативные мысли, вложенные в предмет, вызовут разлад в семье.

Чтобы усилить действие оберега, связанные собственноручно или приобретенные лапти следует украсить 1—3 талисманами, представленными в таблице:

Магический символЗначение в обереге
СеменаЗащита от болезней
МонеткиУлучшение материального положения
Привлечение везения
Красный острый перецЗащита от сглаза
ИконыБожественная защита
СладостиПомощь домового
Игла или булавкаЗащита от завистников или порчи
ЧеснокУкрепление здоровья
Лоскуты нарядных тканейСчастье в семье
ТравыЗащита от магического воздействия и потусторонних сущностей
Круглые пуговицыПредотвращение ссор
Личный предметКонцентрация защиты на владельце

Вернуться к оглавлению

Символы на оберег

На лапти незамужним девушкам рекомендуется нанести маркером символ Лели, которые поможет найти подходящего мужчину для создания семьи, или Лады, чтобы гармонизовать все сферы жизни. Для замужних подойдет славянский знак Берегини. Разрешается использовать охранные символы других религий, например, охранные руны старшего Футарка — Альгиз, Наутиз или Тейваз. После нанесения магических символов следует точно оговорить желаемый результат.

Зачем на забор вешают кувшин, надевают лапти и рыболовные сети: объяснения народных примет и поверий

В недалеком прошлом каждый человек независимо от своего материального положения старался иметь хотя бы одну пару праздничной обуви. Это была своеобразная визитная карточка, способная многое рассказать о своем хозяине.

Издавна на Руси лапоть был оберегом семейного счастья и домашнего уюта, в него прятали гостинцы для домовых. Во многих местах старые изношенные лапти считаются верным средством от сглаза. Целыми связками от 50 до 100 штук их подвешивали под крышами скотных дворов, под перекладиной ворот или у крыльца – «от сглаза».
В России вешали старые лапти на деревянные заборы, охраняющий дом от любопытных глаз.

С обувью существуют обряды в Индии, в западной Европе, у финноугров, чувашей и т.д.
В целом, они делятся на 3 группы:
1. Свадебные
2. Обряды при отправлении в путь
3. Обряды, предохраняющие от злых глаз и духов (обережные).
В первых двѵх грѵппах старая обувь (редко когда рис) обыкновенно бросается в след новобрачных или отправляющихся в путь (чтобы путь был легким и удачным) , а в последнем, Обережном случае, обувь выставляется просто в соответствующем месте на виду.
Цыгане также кидают новобрачным старый башмак в их палатку – дабы союз был плодовитым.
А вот на Руси, Индии и Турции существовало поверье, что старый башмак служит оберегом от дурного глаза. В Индии до сих пор на дом кладут башмак, чтобы защищал живущих от зла.
Башмак защищает и во время родов роженицу и в арсенале повивальной бабки он имеется наряду с веником и хлебом.
Но старую обувь использовали не только для живых существ, но и для урожая: в Канаде их клали под ветки огурцов. Чтобы получить богатый урожай.
НА Руси, в качестве старой обуви употреблялись исключительно изношенные лапти «осметки» , «отопки» (плетеные и с веревочкам) .
Когда венчался вдовец, тогда мальчики и парни охапками)) закидывали появившегося из церкви вдовца старыми и гнилыми лаптями и бомбили его до тех пор, пока он не войдет в вой дом. Делалось это в полной уверенности, что без такой бомбардировки брак вдовца будет несчастным.
Во многих дворах вывешивали лапти от 50 до 100 штук на столб около крыльца или над воротами «это от лихого глаза, когда лихой человек взглянет на них и «падивится», то уже ничего не сможет сглазить у нас».
Что касается лаптей, то они охраняли дом, скотину,людей. И ни в коем случае нельзя было допустить, чтобы скотина прошла мимо лаптей, которые от гнилости свалились на землю.
У одного деда висело по старому лаптю на каждом колу в огороде и он объяснял обережную силу так:
“Скажи, старик для чего столько лаптей на колья понавесил?”
„ А вотъ для чего. Ты вотъ пришелъ къ огороду, да и дивишься лаптямъ;считаешь только ихъ , а на огородъ мой и не смотришь. Коли бы не эти лапти, у меня бы такой капусты не было!”
A у него такая была капуста, что рѣдко где было В ътомъ году отъискать.
—„И всякой такъ придетъ, да дивиться на лапти, а на капусту не глядитъ и не недивится; a то бъ давно ея небыло: либо червь бы съел ее, либо какая мошка навалилась бы, и кочаньевъ-то не былобы, a то видишь какие качанья!»
Вообще «ломать глаз» частая задача у несложных оберегов, будь то лапти, венки, украшения на теле и тд, на которые и цепляется тот самый недобрый взгляд собеседника.
Сделайте симпатичный лапоточек, который принесет достаток и мир в ваш дом.

Предлагаем вашему вниманию несколько вариантов изготовления лаптей.

Лапти можно связать самому.

Можно использовать готовые.
Автор мастер-класса указан на фото.

Приготовила:
1. лапти
2. шпагат
3. клей-пистолет
4. пара искусственных птичек
5. льняная сантехническая пакля (немного)
6. Небольшой лоскут мешковины
7. примерно 1 столовая ложка смеси: гречка, пшено, горох, фасоль, кукуруза (можно добавить что-то своё)
8. искусственная зелень
9. сухоцветы

Связываем лапти между собой косичкой ( она обозначает бесконечность) из шпагата. Поскольку шпагат попался с тонкой нитью, то для косы я взяла 21 нить (по 7 в каждой пряди) длиной 55см. Косу сплетём, длина уменьшится. На концах косы оставляем небольшие кисточки.

Теперь “закладываем” в каждый лапоток свой, особый смысл. Первый лапоток-достаток в доме. Для этого шьём небольшой мешочек, который мы потом наполним смесью разных круп и бобовых ( где крупы и бобовые – символ достатка, сытой жизни, благоприятной в материальном аспекте, а кукуруза-продолжение рода, сплоченность семьи, взаимопонимание, символ здоровья детей ) . Это будет изобилие, да ещё какое. . Закрепляем внутри лапотка колоски 2-3 штуки, немного искусственной зелени.

Набиваем “шапочку” мешка нашей магической смесью из крупы. Для этого приготовленную смесь соединяем с клеем ПВА, получится что-то вроде кашки. Клей после высыхания не будет заметен. Декорируем пространство вокруг мешочка цветами, разнотравьем. Должно быть ярко, красиво, позитивно. Можно посадить муляжик бабочки или божьей коровки. Почему бы и нет?

Второй лапоток это семейный очаг. Здесь “вьём” гнездо. Для этого нам понадобится пакля. Небольшое количество волокон просто наматываем на 2-3 пальца руки и сняв, придаём форму гнезда. Всё просто. Закрепляем гнездо в лапте. Пространство вокруг гнезда декорируем зеленью, цветами и муляжами фруктов и овощей. На гнездо сажаем пару птичек (символ свободы и любви). В гнезде из небольших фасолин белого цвета делаем 5-7 яиц. Ещё на лапотках можно прикрепить несколько монеток, это к прибыли (копейка рубль бережёт!) В принципе, всё готово. Соединяем лапти приготовленной косичкой, просто вклеиваем её. На фото это хорошо видно.

Bookitut.ru

ПРЕДМЕТНЫЕ ОБЕРЕГИ

Оберегами являются и многочисленные предметы, сделанные человеческими руками, как в силу своей структуры, так и в силу своих функций, а также, в свете придаваемых им символических смыслов.

ОБУВЬ. По выходу с венчания, в молодых бросают изношенные лапти, чтобы уберечь их от злого глаза. На перилах крыльца, на изгородь, на выдающемся конце бревна сенной стены или на столбе, поддерживающем навес над воротами, подвешивали связку (от 50 до 100 штук) «асметков» – изношенных лаптей. В народе говорили: «Ат лихова глаза: када лихой чилавек взглянит на них и пыдивится, тада уш он ничаво у миня ны дваре ни сможит сглазить»; «Ярость-та чтобы на лаптях осталась»; «Коли бы не эти лапти, у меня бы такой капусты не было». Если домовой невзлюбил кур, то через куриный нашест перебрасывают на веревке истоптанный лапоть. Оберегом груди и грудного молока служит обувь роженицы.

ОДЕЖДА – ТКАНЬ – НИТКИ. В хлеву или над дверями хлева вешают рваные мужские штаны, чтобы уберечь скотину от ведьмы и домовика. Мужские штаны подкладывают под порог хлева, «штоб никто не поурочиу коровцы» (Белоруссия). Дети носят как оберег от сглаза красную шапку, штопанную белой ниткой. Надевают на ребенка красную шапочку, чтобы его не подменила нечистая сила, для защиты от богинки. От бессонницы под подушку кладут мужскую рубаху.

Читайте также:  5 лучших вариантов использования яичной скорлупы для растений

Для отгона градовых туч, в их сторону бросают снятые с себя жилетки и безрукавки; машут на них фатой, которую после вешают на фруктовое дерево во дворе, пока не кончится ненастье; подвенечным платьем трижды обмахивают тучу; используют и др. части одежды – рубашку, пояс; верят, что одежда невесты может отогнать «нечестивых». Вывороченной одеждой также отгоняют градовую тучу (Сербия). Первого мая около колыбели клали крест-накрест детские чулки, «чтобы ведьма не повредила ребенку». Чтобы ребенок был защищен от сглаза, ему надевали один носок белый, а другой красный или какого-либо другого цвета. Освященные на 5 февраля платки, получали способность оберегать семью и дом, от болезней, пожара, молнии. В Богемии закрывали красным платком ребенка, которого несли на обряд посвящения. Мальчику, делающему первые шаги, повязывают платок – от сглаза.

Платком, которым подвязывали рот мертвецу, разгоняли градовые тучи. «Кто хочет иметь хорошо откормленный скот и желает, чтобы скот съедал весь корм в яслях, тот должен натереть ясли простынею от повешенного». Детская пеленка служит оберегом груди и грудного молока. Чтобы отвратить грозу и град, на дверь с наружной стороны вешают масленичную скатерть: «ручьнычок повисымо на двир и, кажуть, от грому вын помогаэ» (Украина). Для того же скатерть вешают на окна, заборы, выносят ее во двор, застилают ею стол, машут в сторону тучи крест-накрест. Во время грозы, за окно вывешивают полотенце с покойника, чтобы бес, убегающий от грозы, не проник в дом.

Красный пояс, подаренный женой мужу, охраняет его от лихого ока и наговора. Жениху, вместе с поясом, по голому телу повязывали суровую нитку с 40 узлами или скрученную заговоренную шерстяную нить (Заонежье). Жениха и невесту подвязывают черными поясами, для того, чтобы их не испортил колдун (Калужск. губ.). В Заонежье оберегом для невесты служил широкий пояс. Поверх одеяла кладут пояс – от зморы. При первом выгоне скота под порог или перед ним «пояс клалы ат вроков, коб ны сунулося далёко»; «шчоб нэ нападылы врокы (т. е. не сглазили. – Б. М.)» (Белоруссия); к рогам коровы при выгоне привязывали «поясныцю» – мужской ремень. Чтобы демон-вештица не вынула ребенка, беременные на Урале носили мужской гасник (пояс). Для защиты от богинки, роженице под голову кладут мужской пояс. Градовые тучи отгоняют тканым поясом. Тесемчатый пояс (а еще лучше вязаные сеточки) носят на голом теле не снимая – от нечисти. Подпоясывают ребенка поясом сразу после имянаречения – подпоясанного человека «бес боится», не тронет ни домовой, ни леший; при проводах умершего из хаты, родственники завязывают ворота поясом, «чтобы больше покойников не было». Повсеместно на Руси в качестве оберега использовались черные шелковые пояса с вышитыми молитвами.

Невеста, одеваясь к венцу, обвязывала вокруг талии тонкий поясок своего первого плетения – от порчи и сглаза. Тряпка, которой связывали ноги покойнику, служит оберегом скота от падежа. Красную тряпку вывешивают в воротах хлева или привязывают к рогам коровы – от порчи. Если женщине при месячных приходилось прощаться с покойником, то, для того, чтобы защититься от возможного вреда «красным поясом надо подвязацца, или ниткой красной, или якой лентой красной» (Белоруссия). При получении согласия на свадьбу, сват протягивает матери невесты хлеб, а та, приняв, перевазывает его красной нитью, которая затем послужит оберегом на сводебном обряде. У колыбели или при входе в дом вешают красную тряпку (пояс, полотенце), чтобы урочливый взгляд женщины, имеющей месячные, не навредил ребенку, “разрядившись” прежде на обереге. Для защиты молока от сглаза, под маслобойку клали кусок красной ткани (Каринтия).

Красные ленточки привязывали к уздечкам и седлам, защищая лошадей от сглаза (Силезия, Моровия). Невесте в косу вплетают красного цвета ленту, непременно длинную – «чтоб долго жили» (Белгородская обл.). На Украине красными лентами перевязывали растения и даже овощи в огороде. Чтобы кикимора не вредила птице, над куриным насестом вешают лоскуты кумача. Беременная женщина, для защиты от нечисти, сглаза и порчи, обвязывала вокруг пальца, руки, шеи, пояса или носила при себе красные шерстяные нитки, лоскуты, ленты, шнурки, пучок разноцветной пряжи, завязанной мертвым узлом. От богинки, на ручку ребенка подвязывали красную ленту; чтобы дитя не подменили, ему на ручку завязывают красный шнурок.

При выгоне скота, к хвостам коней и коров привязывают красные ленты и нити, чтобы скотину не сглазили (Словакия, Померания). «Чэрвоною ныткою рогы пэрэвйазувалы, то нэ будэ дывытыся » (Украина). Для защиты от лихорадки, на руке носят красную нить, которая накануне Ярилина дня висела на розе или каком-нибудь другом садовом цветке или кусте.

В Македонии в день весеннего равноденствия («летник»), детям делают «мльньаци»: старые серебрянные монеты нанизывают на красно-бело-синий шнурок и вешают детям на шею; парни и девушки носят такие шнурки на руке или ноге; одна из монет выгибается ложечкой. В Болгарии в этот же день, девочкам прокалывают уши и вешают шелковую красную нить с серебряной монетой. Перед тем как отправить ребенка выбирать разложенные перед хлебом вещи, ему перевязывают ноги красной нитью; затем эту нить ребенок носит на руке как оберег. Выставляя ульи на Масленице их обвязывают суровыми нитками – от сглаза. Хозяйки, в ночь на Масленице, сидя на пороге и раздевшись донага, прядут катушку ниток, ссученных в обратную сторону и, по совершении омовения, перевязывают этими нитями руки на запястьях, ноги на предплюснах и поясницы всем домашним – чтобы на весь год никто не болел (перевязи носят до тех пор, пока они не изотрутся). Остаток нитки, которой шили подушку для гроба, предохраняет от сглаза. На Масленице, чтобы ястреб не таскал кур, до восхода солнца к изгородям привязывают нитки.

Веревкой обвязывали молодых по голому телу перед венчанием – от порчи; для того же веревкой окружают постель роженицы и ребенка. Многочисленные поверия были связаны с веревкой висельника. Считалось, что она приносит счастье, удачу в карточной игре, защищает скот от порчи, помогает выдать замуж дочек в многодетной семье, делает человека невидимым при воровстве или убийстве; шинкарь обходил село вокруг, держа в руках веревку висельника, намоченную в водке, чтобы сельчане чаще посещали шинок; сжигали такую веревку во избежание града. Веревка висельника, обвитая вокруг головы, облегчает головные боли; «Всегда везет тому, кто носит при себе кусок шнурка, на котором кто-нибудь повесился»; «Притягательную силу винной бочки крестьяне объясняют тем, что хозяин положил в нее веревку повешенного»; «Тяжелобольным можно надолго продлить жизнь, если положить им в кровать кусок веревки повешенного»; при лихорадке на шею вешают веревку с виселицы.

«В петров день клали окосок под порог хлева, узелки из холстины… – это от колдуна». Тесемки («шматочки»), которыми были завязаны руки и ноги покойника, берут с собой в армию, на суд. Жениха и невесту перед венцом опоясывают по голому телу поясом из невода, сеткою с рыбачьих вентрей, или мережкою: «к перепоясанным так, колдун никогда не прикоснется», «никто тебя не испортит». Невесту могли подвязывать широким поясом из невода, а нередко и весь свадебный поезд опоясывался под низом рубашек сетью. Молодым, в первую брачную ночь, связывали ноги сетью, «чтобы никто не спортил». Знахарка навязывала на нитке много узлов и привязывала ее на голое тело невесты; за пазуху жениха и невесты клали узлы от холстов, которые делались в начале тканья. От бессонницы под подушку кладут нитки, обрывокпортянки, скатерть.

ОРУДИЯ ТКАЧЕСКОГО РЕМЕСЛА. Чтобы ласка не чинила ущерба в хозяйстве, перед курятником кладут прялку с веретеном (иногда с красной шерстью или лоскутом ткани); при появлении в доме ласки, затыкают прялкой дыру, через которую она пролезла, кладут прялку с пряжей к дверям дома; «когда видишь ласку, то, чтобы она убежали из этих мест в другие, надеваешь на палку конопляную кудель и палку прикрепляешь к забору»; «чтобы отгогнать ласку от дома, ей кладут палку с очесами и веретено»; «прялка, веретено, иногда мотовило, и кудель – …от ласки».

Словаки на Юрьев день втыкали веретено в двери хлева, чтобы уберечь скотину от босорки. Чтобы избавиться от крота, в его норку втыкают веретено и кладут щепку и шерсть; кладут возле кротовины палочку с пучком белой шерсти (Болгария). Лучину, обмотанную куделью, кладут в колыбель – от нечисти. Чтобы отвести дурной глаз и нечистую силу, в колыбель кладут веретено. Для предохранения дома от молнии, во время грозы во двор выносят веретено. Сразу после родов, на очажную цепь вешали веретено с насаженной на него головкой чеснока, чтобы ребенку не навредили вештицы (Сербия).

От бессонницы, под подушку кладут веретено или чесальный гребень. Новорожденных защищали от вештиц одним или двумя составленными гребнями, между которыми помещали головку ребенка; над головой ребенка ставили железный гребень, которым чешут коноплю, а сверху еще небольшой гребешок для волос и чеснок – от нечисти; гребень или веретено кладут в колыбель, чтобы ребенок спал спокойно; чесальный гребень оставляют в тех местах, где опасаются появления нежити; гребни ставят над умершим и зажигают на них свечи, чтобы защитить дом в том случае, если покойник станет упырем. В качестве оберега, в изголовье роженицы или возле колыбели, кладут бердо – от орисницы; на концах берда завязывают нитяные узлы или навешивают на бердо замок, «чтобы замкнуть пасть волкам»; при появлении градовой тучи, выходили во двор и махали бердом на нее.

Читайте также:  Плотоядные растения, которые можно вырастить дома

Под порог кладут навой с накрученным на него полотном: «вороцило свецяць, заварочваюць у свенцоную скацер (праздничную скатерть. – Б. М.), кладуць на землю пэрад калиткай, шоб корова пэрэступила», «Обгорне вярацило такэ и паложаць у дзвярах, як корову выгоняць первы раз, каб корове ничого не зробили» (Белоруссия).

При первом выгоне скота под порог или перед воротами «клали ниты, замукали замочкам, штоб зверёв пазамукать»; «Ниты замукали на варацях – эта ад звера. Звероу и гадоуе пазамукали»; «Пад парог черыре ниты кладуть, штоб карова параскочила, штоб не пагибла ат воука»; «Нит клали, каб вайки не напали»; «На варотах клали ниты, што ткали – две штуки, …шоб скатина пакойно хаила»; «Нит кладуть, шоб кароука не блудила, шоб да дому хадила»; переступившая через ниты корова «не будэ уричлива», не побоится «року» (сглаза); «Мать замкнэ ету нить и кладе, шоб корова переступала – от усякой беды» (Белоруссия).

ВЕНИК – МЕТЛА. Березовым веником, которым выметали хату после выноса покойника, бьют скотину, «штоб домовик не гнал». От бессонницы, под подушку кладут прутья от веника, ставят на ночь около двери перевернутую прутьями вверх метлу, подвешивают старый веник к матице. Для охраны новорожденного от зморы, на пороге дома выставляют березовую метлу (Польша). Таким же способом в Хорватии защищаются от вештиц, а в Сербии – от нечисти вообще. Сила оберега повышается, если метлу украли у беременной.

Веник выставленный у порога – от ходячего мертвеца. Защищаясь от сглаза говорят: «Деркач (веник. – Б. М.) тобi пiд хвiст!», «Соль тебе ў очи, дзеркач у зубы!». Метлу оставляют возле ребенка – от орисницы. Уходя из избы, мать кладет под колыбель веник, для защиты от жихаря и, чтобы дитя не подменила нечисть. Для защиты роженицы и дитя, веник кладут под подушку, ставят его в изголовье, прислоняют к колыбели или кладут под нее, ставят крест-накрест два веника перед дверью. Для защиты молодых в первую брачную ночь, им под подушку подкладывают веник (Болгария).

Ставят метлу перед входом в хлев (Хорватия); затыкают веники в коровники – от ведьм (Сербия); подвешивают в хлеву веник (Белоруссия); накануне Ярилина дня и Купалы, возле хлева кладут две метлы крест-накрест – для защиты скота от ведьм. Если трижды обмести вокруг курятника и закопать метлу там же, то воры не смогут украсть кур. Старый веник втыкают в грядки с капустой, огурцами, чесноком, чтобы защитить посадки от сглаза и от червей. Накануне Купалы, банные веники затыкали в стены коровника или обвешивали ими отелившихся коров, чтобы защитить их от ведьм и колдунов. Лужичане кладут метлу на пороге – от ведьм. Мохры от помела, носимые в ладанке, прогоняют лихорадку; кусочки метлы, которой расчищали лед на реке, при устройстве водосвятия, – носят на шее, как средство, предохраняющее от лихорадки.

РАЗНОЕ. В хлеву подвешивают зеркало, чтобы уберечь скот от ведьм и домовика, от зморы и ласки («Вешаемо зеркало над коровою»). Во время венчания невеста держала при себе зеркало в кармане или за пазухой. В Болгарии молодые венчаются в синих бусах, после обряда эти бусы дают детям, подверженным сглазу. Для защиты от сглаза, синие бусы вешали детям и детенышам скота. В Македонии волов от болезней защищают бусами.

Пуговица от свадебного наряда защищает от водяного. Чтобы отогнать вихрь, в него бросают пуговицу (Белоруссия). Чтобы ребенка не отобрала болезнь, ему на шею вешают пуговицу со ртутью и уховертку. Над куриным насестом или под стреху вешают горлышко разбитого глиняного умывальника, кувшина, чтобы кикимора не вредила курам. Черти боятся клина, вбитого в землю. В колыбель кладут щетку – от зыбочника, нечисти.

При пожаре обращали дежу отверстием против огня, чтобы его не разнес ветер; чтобы отворотить ветер при пожаре, хозяйка с распущенными волосами, спустив до пояса сорочку, носила перед собой по двору дежу с буханкой хлеба. При приближении грозовой тучи носили по скотному двору дежу для изготовления куличей; чтобы прекратился град, на улицу выносили дежу или крышку от нее. Жениха опоясывали по голому телу лыком с двенадцатью узлами (на каждый читали обережный заговор). В Белоруссии в постель к молодым клали пест («таўкач») – «чтобы не вредили чаровники».

Т.е. скатерть лежавшую на праздничном столе в день Масленицы.

Там же, оберегом жениха мог служить новый, одетый впервые брючный ремень.

Гадание о будущем для ребенка.

Вероятно, прялкой-рогатиной, а не распространенной ныне самопряхой. Ею заткнуть дыру совершенно невозможно.

Т.е. создается некое подобие прялки – прялки для вредного существа (в частности для кикиморы). Оно будет занято пряжей и не сможет улучить времени, чтобы навредить людям. См. дальше примеры таких «прялок» для нечисти и для вредителей.

Гребень для разделения нитей основы.

Навой, ворот, воротило – задний вал ткацкого станка, на который навита основа.

Нит – устройство из нитяных петлей между двух параллельных палочек, используемое для подъема нитей основы. Можно предположить, что использование нита в качестве оберега от волков, связано с его подобием пасти зверя (причем пасти сомкнутой, «связанной»).

Почему нельзя ничего передавать через забор

Народные приметы — ценное наследие седой древности. Наши предки с помощью обычаев и поверий старались обезопасить свою жизнь от всего пугающего, необъяснимого. Для защиты от злых духов окружали свои жилища прочным плетнём или частоколом и свято верили, что через забор почему-то ничего передавать нельзя. Попытаемся разобраться в причине такого запрета.

Почему нельзя передавать через забор

Забор — это зримое закрепление границ своего пространства. Охраняемая территория наполнена энергетикой владельца, здесь спокойно, уютно, безмятежно.

Крепкий и прочный забор — залог богатства и счастья

Считалось, что все предметы, находящиеся во дворе или случайно туда попавшие, принадлежат этому хозяйству и вынос их ведёт к утрате благополучия. За пределами ограды всё уже не своё, поэтому, если передать через неё вещь, то вместе с ней уйдут успех и достаток. Особенно строгий запрет соблюдался в праздничные дни и в период сельхозработ: считалось, что урожай и приплод домашней скотины отойдёт к тому, кому отдали через забор хлеб или другие предметы.

В старинных поселениях ничего не передавали через забор, опасаясь, что в результате могут лишиться достатка

Через ограду могла перейти не только удача, поэтому если в доме был покойник, запрещалось что-то передавать, чтобы смерть не пришла и к соседям.

Забор как оберег

За забором, снаружи — чуждый мир, от которого следует оберегать свою семью. Причём ограда не только реально защищает дом, двор от внешних опасностей и соседских кур, но и оберегает от вторжения злых сил.

В поверьях русского народа забор являлся оберегом, сохраняющим силу семьи

Недаром во многих заговорах забор выступает как заслон всякому лиху. Стремясь обмануть недобрую судьбу, больного ребёнка переносили через забор, оставляя на нём его рубашечку, а вместе с ней и хворобу.

Пространство возле плетня считалось пограничной зоной, через которую не могла переступить всякая нечисть. Под забор выливали воду после омовения умершего, туда мысленно отправляли все свои грехи.

Верили, что перед большими праздниками злые духи, насылающие болезни и беды, сидят на изгороди. Чтобы оградить семью от бед, чертили на заборе мелом крестики, развешивали старые вёдра без дна, глиняные горшки, затыкали в щели колючие растения.

На заборе в глиняном горшке мог поселиться обережный дух, если ему понравится место и красивая черепушка

На калитку прибивали подкову, набрасывали сети на забор — ловили счастье и удачу. На Пелагею Заступницу (17 мая) наши предки вывешивали на изгороди лапти, оберегающие от зависти и дурного глаза.

Вешали лапти на забор, считая, что это охраняет дом от зависти прохожих

Логическое объяснение приметы

В современном мире многое изменилось, но по-прежнему наличие ограды на участке защищает от непрошенных гостей и дарит ощущение безопасности.

Забор позволяет обезопасить владельцев от нежелательного вмешательства извне

По сути забор — это разделительная граница личного пространства и внешнего мира, который нередко воспринимается как нечто враждебное. Разная энергетика этих миров да ещё и вполне зримая преграда в виде изгороди мешают установить полноценный контакт, что может привести к недопониманию и даже ссоре с соседом. Переговариваясь или передавая что-либо через забор, человек тем самым стирает границу и подсознательно испытывает дискомфорт. При этом тот, кто находится со стороны внешнего мира, ассоциируется в сознании с образом недруга, вторгшегося в личное пространство. И все действия непрошеного визитёра начинают восприниматься хозяином как попытка посягательства на его собственность и безопасность. Поэтому уместнее будет пригласить соседа на участок и, видя, что он пришёл с добрыми намерениями, поделиться урожаем с грядок или передать ему ведро воды.

Прежде чем передать что-либо другому человеку через забор, пригласите его во двор или выйдите к нему сами

В славянской обрядности немало примет, связанных с благополучием семьи. В основе этих поверий — желание защитить жилище и его обитателей от бед и привлечь удачу. Верить в приметы или нет — каждый решает сам. Но, возможно, следование старинному правилу не передавать через забор поможет обеспечить гармонию живущих в доме.

Ссылка на основную публикацию